1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

пути по суше, т. к., например, арабский географ X в. Аль-Балхи отмечал, что от Итиля до Болгара около одного месяца пути “по степям”[1] (Фахрутдинов, 1987. С. 12). Правда, дальше Абу-ль-Фида пишет о более чем двадцати днях пути между Болгаром и Сараем (Aboulféda, 1848. P. 325). В этом случае речь шла, скорее всего, о пути вниз по Волге. Тот же Аль-Балхи говорил, что от Болгара до Итиля “вниз по реке около 20 дней” пути (Фахрутдинов, 1987. С. 12). Знаменитый турецкий географ и путешественник Эвлия Челеби в конце XVII в. сообщал о двухдневном переходе между Сараем и Каспийским морем, что, вероятно, восходит к свидетельству Абу-ль-Фиды (Эвлия Челеби, 1979. С. 136).[2]

В “Торговой практике” Ф. Бальдуччи Пеголотти 40-х гг. XIV в. сообщается, что “от Джиттаркана в Сарай  будет день пути по реке (Pegolotti, 1936. P. 21). Расстояние от остатков Хаджи-Тархана[3] (татарской Астрахани) до Селитренного городища по Волге и ее протокам составляет более 100 км и вполне преодолевается за сутки. Например, голландец Я. Стрюйс в конце XVII в. прошел на корабле 400 км расстояния от Царевского городища до Астрахани за 4 дня (Астраханский сборник, 1896. С. 106-107). По свидетельству Пеголотти и Тосканского Анонима (начало XIV в.), между городами Сарай и Сарайчик - 8 дней пути по реке (Pegolotti, 1936. P. 21; Еманов, 1995. С. 149, прил.). Расстояние по воде между Селитренным и Сарайчикским городищами составляет более 700 км и его можно преодолеть за 8 дней. По сообщению  Никоновской летописи, от Астрахани до Сараев Больших - “два днища по Волге вверх” (Григорьев, 1876. С. 278). Эти свидетельства не позволяют локализовать Сарай XIV в. на городище у с. Царева, но соответствуют местоположению Селитренного городища.

Сухопутные торговые караваны в те времена обычно проходили в сутки 25-30 км, но иногда и большие расстояния. Скорость передвижения зависела от многих обстоятельств: вида тягловых животных, состояния и безопасности дорог, рельефа местности, времени года и т.д. В XIV в., в период могущества и расцвета Улуса Джучи, передвижение по торговым путям государства представляло собой не столь обременительное занятие. Например,  на малонаселенном отрезке пути между городами Сарайчик и Ургенч (Хорезм) через каждые 20-30 км были построены караван-сараи и вырыты колодцы, поэтому караваны двигались, даже не беря с собой запасов воды и продуктов (Егоров, 1985. С. 125; Тизенгаузен, 1884 С. 460). Путешественник из Магриба Ибн Баттута, побывавший в Золотой Орде в 734 г. х. (1333/1334 г.), на верблюдах преодолел это расстояние в 900 км за 30 дней (Тизенгаузен, 1884. С. 308). Тосканский Аноним сообщает, что этот путь проходили на верблюжьих повозках за 20 дней, а на воловьих - за 40 (Еманов, 1995. С. 149, прил.).

Ибн Баттута ехал из Хаджи-Тархана до Сарая в свите Узбека по льду Итили и “соединенных с ней вод” 3 дня (Тизенгаузен, 1884. С. 306). А путь между столицей и Сарайчиком он прошел с караваном за 10 дней[4] (Тизенгаузен, 1884. С. 307). В письме католического миссионера Пасхалиса от 1342 г. сообщается о двенадцатидневном переходе между этими городами (Брун, 1878. С. 332). Расстояние между с. Селитренным и с. Сарайчук составляет примерно 300 км, что как раз соответствует 10-12 дневному переходу. А расстояние же между Царевским и Сарайчикским городищами даже по прямой, через пустыню, не менее 500 км. Но, скорее всего, путь шел не по прямой, а через Селитренное городище, так как вдоль Ахтубы находилась сплошная полоса городов и селений, что увеличивает  это расстояние до 600 км. Венецианский посол Амброджо Контарини в 1476 г. прошел с караваном от Хаджи-Тархана до Москвы. В районе переправы через Волгу, в месте ее наибольшего сближения с Доном (около совр. г. Волгограда), татары сообщили ему, что они находятся “более чем на 15 дней пути к северу” от Сарая (Барбаро и Контарини..., 1971. С. 225). Это свидетельство, бесспорно, относится к Селитренному городищу. Речь не могла идти о Царевом Поде, отстоящем от места переправы на расстоянии всего двух дней пути.

Приведенные сообщения, относящиеся, в основном, к XIV в., вполне согласуются между собой только в том случае, если считать, что упоминаемый ими Сарай располагался в урочище Джигит-Хаджи. И они же не позволяют локализовать столицу Золотой Орды на месте городища у с. Царева. Исключением является свидетельство Тосканского Анонима о том, что “от Хаджи-Тархана до Сарая - 1 день ... за этот день переходят реку” (Еманов, 1995. С. 149 прил.) Учитывая, что здесь речь идет о передвижении торговых караванов, преодолеть за сутки по суше более 100 км, было маловероятным.[5]

Правда, в более поздних источниках есть сообщения, на основании которых можно предполагать размещение столицы Золотой Орды в Царевых Падах. В “Книге Большому Чертежу”[6] нет упоминаний урочища или городища с названием “Сарай”. Но там сказано: “... а по реке по Ахтубе на 90 верст от Царицына, Золотая Орда, мечети татарские каменные” (Книга..., 1950. С. 143).[7] Это сообщение, безусловно, относится к Царевским развалинам. В этом же документе есть и другое сообщение: “От моря же возле пески 5 мечетеи татарских, Бешкиз; от песков 30 верст бугры; а в них 2 колодезя; а от тех бугров 60 верст ко Астарахани другие бугры Чогат...” (Книга..., 1950. С. 145). Еще В. В. Григорьев вполне оправданно, на наш взгляд, отождествил “Чогат” с “Джигит”, т. е. с Селитренным городищем (Григорьев, 1876. С. 307-308). Правда, он ошибался, считая “Джигит” и “Бешкыз” одним и тем же пунктом, потому что из текста ясно видно, что это два разных урочища (Григорьев, 1876. С. 309). Судя по описанию, “5 мечетеи татарских, Бешкиз” (Пять девиц - В.Р.), находились где-то к востоку от волжской дельты, на южной границе Рын-песков, недалеко от моря, по-видимому, представляя собой руины мавзолеев[8].

Но нельзя исключать и того, что это - развалины в районе с. Лапас, в 40 км вниз по течению Ахтубы от с. Селитренного. Археологические разведки последних лет выявили здесь остатки пяти огромных мавзолеев и еще девяти менее крупных усыпальниц. Этот комплекс, бесспорно, принадлежит захоронениям царствующего дома Джучидов (Дворниченко, Узянов, 1996. С. 84-85). У Э. Челеби данный памятник назван “Бештепе” (Пять вершин) (Эвлия Челеби, 1979. С. 134-135). Эти развалины были также известны под названием “Давлет-хана” (Государственный дом) (Небольсин, 1852. С. 25, 26; Руденко, 1973. С. 39).

Купец Афанасий Никитин, проплывавший по Волге в 1468 г., писал: “И Казань есми, и Орду, и Услан, и Сарай, и Берекезаны проехали есми добровольно (Хожение..., 1958. С. 11). На наш взгляд, “Орда” А. Никитина соответствует “Золотой Орде”  (Царевскому городищу) “Книги Большому Чертежу”, а “Сарай” - Селитренному городищу.

В. Н. Татищев писал, что по сказаниям местных татар, в Царевом Поде “был Батыем построен дом” (Егоров, Юхт, 1986. С. 238). С Царевским городищем связана и татарская легенда о хане Джанибеке, записанная в конце XVIII в. С. Г. Гмелиным (1777. С. 15). Как раз при этом правителе началась чеканка монет с легендой “Новый Сарай”. И. И. Лепехин сообщал: “...сказывают, что он (Царев Под - В.Р.) был столичным городом Золотой Орды” (Полное собрание..., 1821. С. 472). По народным представлениям, здесь стоял “царев город”, размещались “царские палаты”,  “ханский дворец”, “дворец царицы” и т.п. (Гмелин, 1777. С. 12-15; Полное собрание..., 1824. С. 126; Воейков, 1824. С. 22-23; Леопольдов, 1839. С. 99; Сурин, 1896. С. 13 и др.).

Приведенные выше свидетельства размещают столицу Золотой Орды на месте Царевского городища. Но это - поздние источники, имеющие, как правило, фольклорное происхождение и поэтому только на их основании нельзя приурочить столицу джучидского государства  - будь то Сарай или Новый Сарай - к этому археологическому памятнику.

Одним из важнейших материалов для локализации золотоордынских городов являются средневековые портоланы и карты. Наиболее информативной в отношении географии Золотой Орды является карта, составленная в 1367 г. братьями Франческо и Доменико Пицигани из Венеции (Nordenskiöld, 1897. P. 58; Kretschmer, 1909. S. 121; Егоров, 1985. С. 130; Супрун, 1992. С. 22)[9]. На карте изображен значок крупного города с сопровождающей надписью: “civitas regio d’Sara”  (“столичный город Сарая”) (см. рис.) [10]. Из текста одной из пояснительных надписей к карте следует, что слово “Сара” означает страну, т.е. Золотую Орду (Супрун, 1992. С. 22). “Саррой” названа территория Поволжья (в другом месте -  Золотой Орды) и в Каталонском атласе, составленном в 1375 г. Абрахамом Крескусом (Kretschmer, 1909. S. 122-124; Багров, 1917.



[1] Хотя местонахождение Итиля пока еще не обнаружено, но почти несомненно, что город стоял в дельте Волги, т.е. относительно недалеко от Селитренного городища.

[2] Э. Челеби оставил нам одно из наиболее подробных описаний города Сарая Но его сведения совершенно фантастичны: он описывает Сарай XVII в. как существующий мусульманский город с многотысячным татарским населением и прекрасными строениями (Эвлия Челеби, 1979. С. 135-143). По-видимому, Э. Челеби не был ни в Сарае, ни вообще в Поволжье: его сведения об этом и других волжских городах - Казани, Алатыре, “Бату-хане”, “Мужике” являются плодом смешения его богатой фантазии с устными преданиями и сведениями арабских авторов более ранних времен.

[3] Остатки этого почти полностью уничтоженного памятника находятся примерно в 8-10 км к северу от центра современной Астрахани.

[4] Добавим сюда, что Ибн Баттута описывал Сарай как огромный город, где только соборных мечетей было 13(!) (Тизенгаузен, 1884. С. 306-307). Это не мог быть город, чьи остатки находятся у с. Царева, так как в 1330-ые гг. он только лишь строился.

[5] Это сообщение будет разобрано ниже.

[6] Описание к двум несохранившимся картам: “старому чертежу” (составлен в царствование Бориса Годунова) и “новому чертежу” “полю” (составлен в 1627 г.) (Книга..., 1950. С. 3-5 пред.).

[7] В одной из редакций “Книги” это место звучит так: “По реке Ахтубе 90 верст от Царицына пошла Золотая Орда, где живали цари ордынския, владели и дани имали на великех князех ... и мечети и ныне татарские каменные и все полаты целы до днесь ...” (Книга..., 1950. С. 182 прил.). К концу XVI в. относится сообщение русского купца Федота Котова: “...тут по тои реке, по Ахтубе, стоит Золотая Орда. Царский двор и полаты и дворы и мечети - все каменные...” (Семенов, 1980. С. 35).

[8] В средневековых русских источниках мавзолеи-дюрбе часто называли мечетями.

[9] См. издания этой карты (Nordenskiöld, 1897; Брун, 1873; Чекалин, 1889 и др.).

[10] Автор выражает благодарность С. Л. Богаченко за художественную обработку иллюстраций.

 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Hosted by uCoz