1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

городища? В “Книге Большому Чертежу” (конец XVI - начало XVII вв.) есть такие строки: “По реке Ахтубе 90 верст от Царицына пошла Золотая Орда, где живали цари ордынския ... и мечети и ныне татарские каменные и все полаты целы до днесь...”69. Это сообщение, без сомнения относится к развалинам Царевского городища, правда, без упоминания названия города, бывшего на этом месте. Вообще, в “Книге Большому Чертежу” отсутствует местность с названием “Сарай”. Возможно “Орда”, упоминаемая Афанасием Никитиным, мимо которой он проплывал на корабле в 1468 г. и соответствует  “Золотой Орде” “Книги Большому Чертежу”70. А Сарай, упоминаемый им ниже по течению, это, на мой взгляд, - Селитренное городище.

Необходимо отметить, что с Царевским городищем связаны народные представления о том, что здесь была резиденция золотоордынских ханов. В XVIII в. В. Н. Татищев и И. И. Лепехин писали, что по преданиям местных жителей здесь стояла столица Золотой Орды71. Недаром за городищем укоренилось название “Царевы Пады”, т. е. “Царские развалины”. С. Г. Гмелин в конце XVIII в. записал татарскую легенду о хане Джанибеке, связывающую его имя с Царевским городищем72. Как раз при этом хане началась чеканка монет Нового Сарая. Много раз мы встречаем в документах, упорно живущие в народе представления о том, что здесь был “царев город”, размещались “царские палаты”, “дворец царицы” и т. п.73

Ф. В. Баллод писал, что в начале нашего столетия на Царевском городище местными жителями была разобрана богато украшенная гробница с эпитафией, которая стояла у подножия Сырта на месте, обозначенном А. В. Терещенко как “мусульманское кладбище”. На гробнице была надпись на старотатарском языке (поволжский тюрки) и поставлена дата “926 г. х.” (1519/1520 г.)74. Прекрасные стихи эпитафии были, видимо, посвящены людям из знатного ногайского рода, погребенным здесь75. Вот как они звучат в переводе на русский язык:

“Пусть будет им божья милость,

Они заслуживают, чтобы читали молитву по ним.

В двадцать шестом году наступила смерть.

Рухнуло прекрасное здание из камня,

Украшенное драгоценностями изнутри,

Отделанное жемчугом, кораллами снаружи”.

А под стихами стоит интересная надпись:

“Эти строки были начертаны на стенах некоторых куполов* кладбищ города Сарая.

Переписано с этих куполов”.

Третья часть текста выглядит так:

“926 г. Ради самих стихов “9 сот” было выкинуто”.

На мой взгляд, эти стихи были переписаны со стен мавзолеев или  XV в. или, скорее всего, XIV в., а в оригинале эпитафии, упоминался, наверное, “семьсот двадцать шестой” год. Но они могли быть переписаны как с усыпальниц Царевского городища, так и с мавзолеев Селитренного городища. Ведь в начале XVI в. сооружения обеих городищ стояли еще в целости и сохранности. В любом случае, эта любопытная надпись, все же является поздним, скорее уже фольклорным, источником и не может еще служить доказательством для приурочивания Сарая (или Нового Сарая) к Царевскому городищу.

Подводя один из промежуточных итогов, надо отметить, что рассмотренные нами выше источники, помещают столицу Улуса Джучи в Царевых Падах. Но, эти документы поздние, как правило, фольклорного происхождения и не могут являться доказательствами для локализации Сарая (или Нового Сарая) на этом городище.

Ценным источником являются портоланы и карты XIV в. К наиболее информативным в отношении изображения Поволжья относятся две карты: венецианская карта 1367 г., составленная братьями Франциско и Доменико (или Марко) Пицигани и Каталонский атлас, составленный в 1375 г. Абрахамом Крескусом76 . На обеих картах показана одна столица Золотой Орды (см. рис. 1, 2)77 . Г. А. Федоров-Давыдов считает, что эти карты анахронистичны  на 50-60 лет, поэтому на них изображен только один Сарай, т. к. Сарай аль-Джедид (Царевское городище) начал строиться лишь в 30-е гг. XIV в. Они использовали в качестве основы карту А. Дульцерта 1339 г., на которой второй столицы, естественно, не обозначено78.

  Имеется ряд источников, на основании которых можно предполагать существование двух Сараев. Главным козырем всех сторонников существования двух столиц является карта мира, составленная в 1459 г. монахом из Венеции Фра Мауро Камальдолезе79. Эта карта позволила Ф. Ф. Чекалину (а еще раньше Ф. К. Бруну) и дальнейшим сторонникам этой теории приводить ее в качестве бесспорного доказательства данной теории. Считается, что изображение города с надписью “Сарай” соответствует Селитренному городищу (Старому Сараю), а символ города с надписью Сарай Грандо – Царевскому городищу (Новому Сараю). Но к таким выводам можно прийти только на основе карты 1459 г. в прорисовке Ф. Ф. Чекалина, причем сделанной не с оригинала а с издания Археографической комиссии 1871 г.80. К тому же Ф. Ф. Чекалин допустил при вольной прорисовке немало ошибок и неточностей, как считают Ю. Е. Варваровский и И. В. Евстратов, сравнивая его вариант карты Фра Мауро с факсимильным изданием этой же карты Сантаремом в 1842 г.80а (сравни рис. 3 и рис. 4). В издании Сантарема надпись Saray Grando сделана крупными буквами с обводкой по краям, как и другие подобные же надписи, обозначающие, по мнению авторов статьи, не города (они даны мелкими буквами), а “крупные административно-территориальные единицы — страны”, например: Rossia, Tartaria, Parthia, Organca (Хорезм) и т. п. В данном случае я согласен с мнением И. В. Евстратова и Ю. Е. Варваровского, что “Великим Сараем” здесь назван не город, а страна или провинция80б. Золотоордынское Поволжье или вообще территория Улуса Джучи к востоку от Волги (т. к. к западу от Волги она названа Тартарией; см. рис. 3). Хотелось бы только уточнить: на карте названия с подобным шрифтом обозначали, наверное, страны не в административно-территориальном, а в географическом значении этого слова. По-другому можно сказать, что подобные легенды означали крупные исторические области.

 Вообще, эта особенность - переносить название столицы страны на всю страну - характерна для средневековой картографии и, в особенности, для Фра Мауро (у него даже область Хорезм называется по имени столицы Ургенчем). Например, в Каталонском атласе “Саррой” названа земля вдоль “великой реки Эдиль”, а другая надпись сообщает, что она (Сарра - В.Р.) тянется от Булгарии до Ургенча. На карте бр. Пицигани территория Золотой Орды также обозначена как “великая страна Сара”81. Эта особенность характерна не только для картографии. Например, кастильский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо называет государство, созданное Тамерланом “империей Самарканте”; перечисляет империи “Таурис” (от названия города “Тебриз”), “Солтания” (от названия города “Султания”)82. Выходит, что город, к которому относят надпись “Сарай Грандо” остается безымянным. Но, безымянные города, нередко крупные, часто встречаются на карте Фра Мауро.

В одном из пояснений к карте, где объясняется, что включает в себя Скифия, перечислено: “Чагатай, Ургенч, Малый Сарай (Saray Pizolo), Большой Сарай  (Saray Grando)...”83. Ф. Ф. Чекалин считал, что Saray Grando соответствует Царевскому городищу, а Saray Pizolo - Селитренному городищу83а. Но, трудно представить, чтобы город, бывший на месте огромного по территории Селитренного городища, мог бы называться “малым”. На мой взгляд, эпитет “малый” применен здесь для отличия города Сарая от страны Великий Сарай. В другом пояснении к карте, где говорится о протяженности Черной Руси (Rossia Negra), одной из областей Руси, Фра Мауро отмечает, что она тянется “с юга от Сараев (слово дано во множественном числе - В.Р.) и Кумании...”. Я полагаю, что в данном случае под “Сараями” имелись в виду: Сарай Грандо (страна), Сарай (город, столица государства) и Lordo de Saray. Возможны разные варианты объяснений надписи “Сарайская Орда”: 1) кочевая орда (ставка) джучидских ханов, место ее излюбленных стоянок; 2) область, провинция,83б в данном случае Нижнее Поволжье (ее заволжская часть), столичный округ Золотой Орды; 3) государство, владения сарайских ханов. Более вероятным считаю третье предположение.

Другим свидетельством в пользу теории двух Сараев являются сообщения двух арабских египетских авторов: Аль-Асади и неизвестного биографа египетского султана Аль-Мелика ан-Насыра Мухаммеда. Они сообщают, что хан Узбек умер в городе Новый Сарай84. Но это не обязательно означает, что упомянутый Новый Сарай являлся действительно новым, отдельным городом.

Эпитет “аль-джедид” прибавлялся на монетах к названиям многих золотоордынских городов, не только Сарая, но и  Болгара, Гюлистана, Маджара, Азака, Крыма, Каффы, Сыгнака. Что он означал: новый самостоятельный город; или же этот эпитет давался старым, уже существующим городам в связи с постройкой новых кварталов, со своего рода обновлением? Ни в одном из случаев нельзя утверждать, что центры чеканки монет с добавлением эпитета “новый” означали новые, самостоятельные города.

Рассмотрим, к примеру, случай  возобновления выпуска дирхемов с названием места чеканки “Болгар” (изредка “Болгар аль-Джедид”) в начале XV в. Редкая встречаемость этих монет на самом Болгарском городище и вообще к югу от Камы, и их частые находки на территории к северу от этой реки, позволили А. Г. Мухамадиеву локализовать этот монетный центр на месте г. Казани – нового центра болгарских земель85. Г. А. Федоров-Давыдов предполагает, что этим местом могла быть Иски-Казань (Старая Казань)86. Возможно, первоначально, город Казань назывался Болгаром в память о прежнем центре Волжской Болгарии. Но, с другой стороны, Казань, хорошо известная по письменным источникам с начала XV в. (сведения о Казани, относящиеся к концу XIV в. скорее всего являются результатом путаницы с другим городом - Кашаном), нигде не называется

 

* Здесь под “куполами” надо, видимо, понимать мавзолеи.


69 Книга Большому Чертежу. М. - Л. 1950. С. 182, прил.

70 Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. М.-Л. 1958. С. 11.

71 Егоров В. Л., Юхт А. И. Указ. соч. С. 238; Полное собрание ученых путешествий по России. Т. 3. (Записки путешествия ак. И.И. Лепехина). СПб. 1821. С. 472.

72 Гмелин С. Г. Указ. соч. С. 15.

73 См. Там же. С. 12-15; Полное собраний ученых путешествий по России. Т. 3. С. 472; Полное собрание ученых путешествий по России. Т. 6. (Записки путешествия ак. И.П. Фалька). СПб. 1824. С. 126; Воейков. Указ. соч. С. 22-23; Сурин Ф. Поездки к бывшим волжским столицам и развалинам близ г. Царева и с. Селитренного. (История Кипчакской или Золотой Орды и монгольского ига в России). Казань. 1896. С. 13 и др.

74 Баллод Ф. В. Старый и Новый Сарай… С. 28-29.

75 Автор выражает благодарность Д. А. Булатову, оказавшему помощь в переводе текста эпитафии.

76 Супрун В. И. Топонимика Волжско-Донской переволоки на картах XII-XV вв. // Ономастика Поволжья (Материалы 6-й конференции по ономастике Поволжья). Ч. 2. М. 1992. С. 22; Nordenskiold A. E. Periplus. Stockholm. 1897. P. 58.

77 Автор выражает благодарность С. Л. Богаченко за художественную обработку иллюстраций.

78 Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. С. 41-42.

79 Nordenskiold A. E. Periplus. Stockholm. 1897. P. 62.

80 Чекалин Ф. Ф. Нижнее Поволжье... С. 247.

80а Варваровский Ю. Е., Евстратов И. В. О тождественности передачи Ф. Ф. Чекалиным карты Фра Мауро 1459 г. // Древности Волго-Донских степей (сборник научных статей). Вып. 6. Волгоград. 1998; Рис. 3 сделан с копии, снятой Ю. Е. Варваровским из “Atlas compose de mappemondes et de cartes hydrographiques et historiqes depuis le XI-e jusquau XVII-e siecle, pour la plupart inedites. Paris. 1842” Сантарема и хранящегося в Гос. Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в г. Петербурге. Эта копия была любезно предоставлена мне И. В. Евстратовым.

80б Варваровский Ю. Е., Евстратов И. В. Указ. соч. С. 176, 177.

81 Супрун В. И. Указ. соч. С. 22.

82 Клавихо Г. История великого Тамерлана // Тамерлан (эпоха, личность, деяния). М. 1992. С. 304, 299.

83 Автор благодарит О. А. Карпову, сделавшую перевод примечаний на карте Фра Мауро.

83а Чекалин Ф. Ф. Нижнее Поволжье... С. 248-249.

83б Эта точки зрения высказана И. В. Евстратовым и Ю. Е. Варваровскиим; см. Варваровский Ю. Е., Евстратов И. В. Указ. соч. С. 176.

84 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 254 (араб. текст), с. 263 (рус. текст), с. 445 (араб. текст), с. 447 (рус. текст).

85 Мухамадиев А. Г. Указ. соч. С. 13, 20, 117-118.

86 Федоров-Давыдов Г. А. Клады джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. Т. 1. М. 1960. С. 120; Он же, Находки джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. Т. 4. М. 1963. С. 182.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Hosted by uCoz