Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ ЛЮБЯТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Подавляющее большинство россиян - от 65% до 80% - негативно относятся как к предпринимателям, так и к предпринимательству как явлению. Причина лежит на поверхности - свыше 70% сограждан считают, что "в России нельзя заработать деньги законно", эти цифры были приведены на последнем заседании Никитского клуба (под президентством профессора Сергея Капицы он объединяет группу известных предпринимателей и ученых). Представителей высоколобой общественности столь простой ответ не устраивает - они пытаются выяснять, кто виноват в том, что на втором десятилетии рыночных реформ общественное мнение не хочет принимать капитализм.

Крысы, акулы и благородные барсы

- Негативное отношение к предпринимательству связано с тем, что мы очень любим ходить толпой, - уверен руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий (ЦПТ) Алексей Зудин. - Если в начале 1990-х все говорили о том, как здорово, что у нас развивается частный бизнес и что с его успехами связано будущее, то сегодня столь же часто можно услышать, что общественное мнение не приемлет предпринимательство, а это для нас это вещь чуждая, у нас менталитет особый.

Зудин полагает, что оба этих взгляда страшно далеки от реальности.

Еще в конце 1990-х годов ЦПТ провел крупное социологическое исследование, посвященное отношению к предпринимателям всех остальных граждан. На первом, осознаваемом уровне (когда респондентов просили ответить, кто такие предприниматели и чем они занимаются) были получены почти те же результаты, что и в сегодняшних опросах: "все они жулики, мы их пока потерпим, но ничего хорошего от них ждать нельзя". Но когда на фокус-группах психологи стали вытаскивать информацию из малодоступных сфер сознания участников исследования, выяснились удивительные вещи.

Респонденты должны были назвать животных, с которыми у них ассоциируется образ предпринимателей. Чаще всего упоминались звери, вызывающие отвращение и страх: крыса и акула. Однако заметное место в системе ассоциаций заняли мелкие и крупные животные, за которыми в культуре закрепились устойчивые положительные или нейтральные характеристики: слон, бобер, вол, муравей. Часто о них говорили так: нам бы хотелось, чтобы такие звери жили вместе с нами.

Кроме того, ученые выяснили, что одна из главных бессознательных характеристик общественного имиджа предпринимателей - их опасность и неудобство для совместного проживания (ну кому взбредет в голову жить рядом с акулой или снежным барсом?) - носит противоречивый характер. Этим животным обычно приписывают самостоятельность и свободолюбие - "такие в неволе не живут", - но подобные ценности имеют в нашей культуре очень высокое положительное значение.

Среди опасных животных упоминались и те, кого мы привыкли называть "благородными хищниками": тигр, леопард, орел, пантера. Это образные синонимы не только опасности, но и силы. Психологи утверждают: те же свойства характеризуют людей с высоким лидерским потенциалом. Любопытно, что та же методика ассоциаций используется при анализе имиджей политических лидеров - с теми из них, у кого свойства благородных хищников не выявляются, работать дальше считается почти бесперспективными, они, как правило, неспособны вызвать восторг и преклонение избирателей. Таким образом, считает Зудин, на самом деле россияне испытывают к предпринимателям плохо осознаваемую симпатию.

Стать ей осознанной мешают несколько причин.

Не надо откупаться

- Наше предпринимательство нелегитимно для общества, оно не принято им добровольно, - утверждает профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев.

По его мнению, единственный путь устранения этого неприятия - убеждение словом и делом, что деятельность бизнесменов не только неизбежна, раз уж у нас есть частная собственность, но и полезна другим. Технология такого устранения известна - это взаимовыгодные обмены между предпринимателями и гражданами, которые в более развитых политических и экономических системах получили название социальной ответственности бизнеса.

Многие отечественные экономисты убеждены, что на Западе соцответственность - не что иное, как форма пиара, способ минимизации издержек фирмы, если она устраивает бесплатные коллективные экскурсии, строит детские сады, то так просто дешевле добиться положительного эффекта, чем давать каждому. У нас же часто социальная ответственность - это дополнительная плата за легитимизацию по принципу: я тебе бесплатный завтрак даю - и ты меня не обижай.

- В краткосрочном плане это нормально, в долгосрочном - безусловно, нет, потому что такой способ только усиливает отношение к предпринимательству как к чему-то чужеродному, - говорит Тамбовцев.

Единственный выход, по мнению экономиста, - полноценное замещение бизнесом государства в тех сферах, где оно плохо работает, например в жилищно-коммунальном хозяйстве. Другой вопрос - допустит ли это государство.

- Очень многим нужно, чтобы предприниматель испытывал стыд и страх. Тезис "все должны исполнять законы" хорош тогда, когда все законы можно исполнить. Это требование очень удобно и естественно для власти, но если не проведена амнистия капиталов, мы имеем массу заведомо виновных граждан, которыми гораздо легче управлять, - убежден директор Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан.

Сам себе негодяй

- Противники бизнеса - не власть и не общество, а люди, которые профессионально занимаются интерпретированием реальности: сценаристы, редакторы, режиссеры, - полагает главный редактор журнала "Искусство кино" социолог Даниил Дондурей. - В неделю не телевидении проходит 71 криминальная передача, где подробно рассказывается, что бизнесмены - это только преступники, в сериалах предприниматель может быть хорошим человеком, но он всегда бездельник, всегда непонятно где взял деньги: или украл, или добыл, или кого-то разорил. ("Я все про трупы считаю, у меня в голове образ не предпринимателей, а их трупов" - характерная реплика участниц одной из фокус-групп.)

Дондурей утверждает, что на нашем телевидении существует "гигантская самоцензура на позитивную информацию, поскольку интеллигенция уверена, что рыночные реформы принесли народу только страдания, и считает своим долгом эти страдания демонстрировать". Альтернативная точка зрения, в отличие от западного телевидения, на наших экранах почти не присутствует.

Новости, сериалы, ток-шоу и криминальные программы смотрят от 20 до 50 миллионов человек за вечер каждый день. Когда нам начинают морочить голову: мол, не нравится - выключи, - это чепуха, выключить домашнего тирана люди не в состоянии, возмущается социолог. Исследования показывают, что у 54% телезрителей "ящик" включен, когда его никто не смотрит, а 78% включают телевизор вместе со светом. Для большинства людей выключить телевизор означает то же самое, что выключить свет, воду и тепло.

Но главное - предприниматели сами финансируют негативные образы себя, любимых. Особенно после 1995 года, когда телевидение получило в распоряжение гигантский финансовый ресурс рекламы.

- Я не видел ни в одном движении бизнес-организаций, чтобы они это осознавали и пытались как-то контролировать, чтобы они сделали это предметом общественного обсуждения, - констатирует ученый. - Вроде бы все вокруг выходцы из комсомола и КПСС, все помнят о значении идеологии, но делают вид, что проблемы нет.

- Эта проблема требует комплексного решения, - заявил "Известиям" Сергей Борисов, президент общественного объединения "ОПОРА России", в которое входят представители малого и среднего бизнеса. - Понятно, что для того, чтобы идеи предпринимательства овладели самыми широкими массами, должно смениться не одно поколение россиян. Хотя некоторых результатов можно достичь и сейчас. Например, если прекратить негативный пиар предпринимательства на телевидении как на самом мощном рычаге влияния на общество. Если мы верим в то, что экономику двигают действительно предприимчивые люди, значит, мы должны позволить предпринимателям заниматься своим делом.

А пока этого не происходит, мы имеем следующее. Во-первых, размытость социальных границ, при которой людям очень сложно определить, кто такие предприниматели. Чаще всего на такой вопрос социологов они отвечают: сейчас все предприниматели, потому что все "крутятся". Во-вторых, на просьбу вспомнить, кто из литературных персонажей занимался предпринимательством, россияне чаще всего отвечают: Чичиков и Остап Бендер. Жулики.

При участии Екатерины ГРИГОРЬЕВОЙ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz