Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ИГРЫ НА ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЕ

Введение
Третья волна, по выражению Элвина Тоффлера, - это волна перемен индустриального общества в постиндустриальное, информационное и т.д. общество.
Игра на третьей волне – это игра по преобразованию энергии перемен в денежные средства, минуя лишние усилия по созданию чего-нибудь полезного. Т.е. игра на третьей волне – это игра на деньги. Ставки в ней колеблются от нескольких миллионов рублей до нескольких миллионов долларов.
Противопоказания к игре имеют лица, обладающие «живыми для чести сердцами», у которых велика вероятность нервных заболеваний.
Все остальные лица, чувствующие себя уютно «по ту сторону добра и зла», вполне могут попробовать свои силы в этой увлекательной игре.
Обстановка вокруг игры
Особенность сегодняшней тактики игры в том, что, люди, обладающие или распоряжающиеся деньгами, не осознали возможности наступающего информационного общества. Люди, наделенные государственной властью, не понимают, как можно укрепить эту власть, контролируя содержимое электронных баз данных и знаний. Бизнесмены не понимают, как получить прибыль, используя реорганизацию бизнес - процессов на основе тотального контроля за своей бизнес информацией. Значит, основная трудность игрока в том, чтобы уговорить выделить деньги на «то, не знаю что». Но, эти затраты потом компенсируются тем, что «не знаю что» можно совсем не делать. Иногда, правда, приходится убеждать заказчика в том, как хорошо сидит на нем вновь сшитое, но фактически отсутствующее, «информационное платье». Хотя, чаще всего, такие усилия не нужны вовсе.
Поэтому, первая обязанность игрока найти источник финансирования.
Источники финансирования
Игра на третьей волне – игра для представителей среднего класса, т.к. больших денег в олигархическом смысле не получишь. Тем более в Красноярском крае.
Как показывает Таблица 1, источниками финансирования обычно являются федеральные и краевые целевые программы. Особой удачей можно считать участие в игре за средства займа, предоставляемого Международным банком реконструкции и развития.
Поэтому в несколько лучшем положении Игроки, приближенные к Москве. Потому что, федеральные программы несколько более наполнены денежными средствами.
Таблица 1 Примеры источников финансирования игры в Красноярском крае
Наименование показателей бюджетной классификации Сумма на год Всего Денежная единица Источник информации
Жилищный проект (средств займа МБРР 3850-RU) Развитие автоматизации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бюро технической инвентаризации, других участников регистрации прав на недвижимость и информационного обмена между ними в соответствии с Общими требованиями к программному обеспечению поддержки регистрации прав на недвижимость в Красноярском крае 3,00 400,00 http://www.florin.ru/news/c30062003_2.html http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/ECADocByLink2ndLanguage/E464E0DE87446049C3256C91004B1B32?OpenDocument
Краевая целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы" 43385,00 тыс. рублей http://www.krskstate.ru/bud/lb2004/7.xls
Краевая целевая программа "Информатизация Красноярского края (2004-2006 годы)" 4000,00 http://www.krskstate.ru/bud/lb2004/7.xls
Краевая целевая программа "Совершенствование управления финансово- бюджетным комплексом на основе создания автоматизированной системы управления бюджетным процессом Красноярского края" на 2004-2005 годы 47000,00 380314,60 тыс. рублей http://www.krskstate.ru/bud/lb2004/7.xls http://www.krskstate.ru/dela3/2004_35.cfm?nid=200
Городская целевая Программа «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений на территории города Красноярска в 2004-2007 годах» 2000,00 40678,00 тыс. рублей http://www.gorsovet.admkrsk.ru/docs/702.doc
Федеральная целевая программа «Электронная Россия»Типовая региональная информационная инфраструктура мониторинга недвижимости, контроля налоговых и арендных платежей и регулирования земельно-имущественных отношений http://www.e-rus.ru/articles/tenders.shtml

Заказчики

Рисунок 1 Идеальные заказчики в левой части рисунка
По отношению к Игре можно выделить две крайних категории заказчиков:
- Заказчики, имеющие проблемы в сфере управления, и желающие их решить посредством применения информационных технологий;
- Заказчики, которым наплевать и на сферу деятельности, которой они управляют, и на то, как работают их подчиненные.
Заказчики первой категории будут выклянчивать из вас Работу, правда, не представляя ясно, в чем она состоит. А Игра на третьей волне – это не работа. Более того, перефразируя Бабеля, скажем, что Работа начинается там, где кончается Игра, а Игра начинается там, где кончается Работа.
Поэтому, опытные игроки выбирают заказчиков поближе к первой категории. Особенно хороши в качестве заказчиков представители федеральных органов управления, заказывающие типовые проектные решения работы для субъектов федерации. Или представители субъекта федерации, делающие заказ для нужд муниципальных образований. В этом случае заказчик не имеет и не хочет иметь представления, что должны получить органы управления более низкого уровня.
Зачем они это делают? Чаще всего затем, чтобы обеспечить дополнительными финансовыми ресурсами некоторые из подведомственных учреждений. Деньги на информатизацию чиновники легко интерпретируют как дополнительный стабилизационный (или карманный) фонд. В этом случае, никаких работ по автоматизации от получателя денег не ждут. В обмен на финансирование требуют, обычно, только формальный отчет, который можно показывать налоговым инспекторам и работникам счетной палаты.
Есть еще одна версии, основанная на данных статьи Ирины Шеян «Успехи муниципальной информатизации» (см. [3]). В этой статье написано, что пропорции распределения средств на ИТ между муниципальными, региональными и федеральными уровнями относятся как 3:6:91. Поэтому, на федеральном уровне управления значительно больше денег на нужды информационных технологий, чем на всех остальных уровнях. А на уровне субъектов федерации больше чем на муниципальном уровне. Благая цель такого распределения в том, чтобы органы управления более высокого уровня поощряли проектные решения, которые, во-первых, согласуются с проектными решениями на уровне заказчика. Во-вторых, проектные решения, контролируемые органами вышестоящего уровня власти, должны создаваться как типовые решения, предназначенные для решения задач не только одного органа управления, но других подобных органов управления. Такой подход должен обеспечить взаимодействие информационных технологий между уровнями управления и сэкономить государственные средства на автоматизацию одинаковый функций управления. Но, это было бы так, если бы выполнялась Работа. Проекты созданные в рамках Игры, обычно не внедряются ни в одном из учреждений, чью деятельность планировалось автоматизировать, поэтому экономия так и остается умозрительной.

Концепции, программы информатизации и прочее
«Причем тут борщ, когда такие дела на кухне?!»
Михаил Жванецкий
Целевые программы, к сожаленью, нужно готовить. Это неизбежная плата за радость Игры. Целевая программа может быть принята только на основании пакета документов, которые создают впечатление необходимости выполнения мероприятий, включенных в программу. Первым документом может быть документ озаглавленный «Концепция…», «Программа…». Второй документ – это список пунктов программы с суммами денежных средств, необходимых для их реализации.
Если существует федеральная программа, первый документ не нужен вовсе, вполне достаточно списка мероприятий программа с суммами их финансового обеспечения. Но это работа радостная, т.к. вы сами себе назначаете финансовое вознаграждение. «И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар?» [Юлий Ким, см. 6, стр. 112 ]
В противном случае придется писать и первый документ…
Когда вы, как Игрок, беретесь за написание концепций или программ информатизации помните о главном: текст документа ни в коем случае не должен содержать конкретные результаты реализации концепции (программы) и еще лучше, если он даже не упоминает о системе управления краем, районом, городом, совершенствованию которой посвящен документ. Не надо говорить ни о каких «существенных улучшениях в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность» [4. стр. 59]
Начните с тезиса о создании общего инфокоммуникационного пространства Красноярского края и его роли в мировом информационном пространстве. Дальше можно упомянуть о необходимости массового создания информационных ресурсов общего доступа, о структурировании и унификации информационных ресурсов. При этом избегайте ненужных уточнений того, о каких именно информационных ресурсах идет речь – вы испортите наслаждение от чтения вашего труда. Дальше упомяните о развитии инфокоммуникационных сетей и технологий, совершенствовании инфраструктуры доступа и стоимости доступа к информации. И, наконец, как апофеоз несколько слов о глобальном информационном обществе.
Программе (концепции) надо придать вес в граммах и страницах, т.е. она должна быть в меру упитанной. Для решения этой задачи используйте стандартный наполнитель программ: сообщите, например, что в большинстве организаций Красноярского края используются различные версии Windows или MS DOS и только в редких случаях Unix. Не вредно излишне любопытному читателю будет узнать, что к числу наиболее используемых распределенных систем управления базами данных в крае относятся Microsoft SQL, Oracle, Interbase. Не бойтесь, пишите все что знаете и не знаете, так как никто этого читать не будет. Если же какой-нибудь ваш недоброжелатель и прочтет ваш труд, то ему нечего будет опровергать, т.к. различные версии Windows в Красноярском крае действительно используются.
Бог с ними, со злопыхателями. И что вам с того, что «ФЦП «Электронная Россия, по мнению чиновников из Министерства экономического развития и торговли, уже далеко выходит за пределы федерально-целевой программы в ее классическом понимании, поскольку направлена не только на информатизацию, но и на повышение эффективности управления государства в целом»[9]. Федеральные программы принимают и закрывают. Ваша задача правильно применить законы «в общем и целом» и «укрупнения проблемы», изложенные в докладе Юрия Лужкова «Российские законы Паркинсона» [2], ﷓ чтобы дело по реализации вашей программы (концепции) умерло бы само собой.
Конкурсы
С целью выбора победителей оценка каждого участника конкурса осуществляется каждым членом конкурсной комиссии по следующим критериям:
-стоимость работ;
-сроки выполнения работ.
Из Положения о проведении конкурса
Положение, вынесенное в эпиграф, каждый игрок должен знать наизусть и отчетливо понимать, о чем оно говорит. А говорит это положение о том, что никого не интересует, будете ли вы делать и сделаете ли вы что-нибудь, выиграв конкурс. Главное для конкурсной комиссии – умозрительная экономия государственных денег. Скажем, заявлено работ на 2 миллиона рублей, а выиграл претендент, предложивший 1,5 миллиона рублей – конкурсная комиссия сэкономила 0,5 миллиона рублей. Поэтому, практически беспроигрышным конкурсным предложением станет предложение, выполненное по следующему шаблону:
Конкурсное предложение на выполнение работ
Состав работ: Ничего не сделаю
Результаты работ: Результатов не будет
Стоимость работ: в 1.5 –2 меньше чем заявлено.
Срок выполнения: на следующий день после конкурса.
Искусство игрока заключается в том, что бы выиграть конкурс, сбросив с заявленной суммы как можно меньше. Для этого, как говорят Хаммер и Чампи [4], изучайте конкурентов. Чем больше среди них Работников, тем меньше можно сбрасывать. Работники, по своей ограниченности, пытаются предложить как можно больший объем работ, а также привлечь заказчика качеством выполненных работ. Поэтому, они считают каждый рубль и с трудом укладываются в заявленную сумму. Им сбросить 100 тысяч с заявленных 2 миллионов рублей очень сложно. А Игрокам можно. Поэтому настоящими конкурентами в конкурсе являются Игроки. Для изучения Игроков можно:
- изучать психологические особенности руководства конкурирующей организации;
- можно завести информатора, а еще лучше агента влияния, на руководство конкурента.
P.S. Надеюсь, не надо объяснять, что словосочетания «Ничего не сделаю» и «Результатов не будет» в реальном конкурсном предложении должны быть заменены фразами вроде создания (развития) инфокоммуникационного пространства Красноярского края. Суть конкурсного предложения от этого не изменится, а глазу и душе приятно.
Отчет о выполненных работах
Как уже говорилось, лучший результат работ в области информатизации – это документ. Название может быть самое разное от простого «Отчет о выполненных работах» до «Комплексного обследования и системного анализа». Не помешает наличие на титульном листе таинственных для заказчика аббревиатур, таких как ARIS, IDEF0, IDEF3, DFD, Workflow, BPM, UML т.д.
Во введении приведите рассуждения о необходимости реорганизации бизнес процессов с цитатой из Хаммера и Чампи Дж [4] и (или) Августа-Вильгельм Шеера [8]. Приведите рисунок, иллюстрирующий нарисовано, что-нибудь не опровергаемо банальное. Как, например, на Рисунок 2. Название к такому рисунку может варьироваться вокруг фраз «жизненный цикл» «обратная связь». Скопируйте часть рассуждений из Концепции и программы информатизации.

Рисунок 2 Жизненный цикл...
В тексте приведите побольше рисунков, выполненных, например, средствами Rational Rose, BpWin, ErWin, Microsoft Visio. Другими словами, подойдет любое средство из перечисленного ряда.
Содержание схем должно быть простым и неопровержимым. Примерами таких схем могут служить:
- структура организации;
- входные документы – обработка - выходные документы;
- товар- деньги- товар.
Дальше наполняйте документ по тем же принципам, что описаны выше в разделе
Концепции, программы информатизации и прочее.
Вот пример, высокого стиля написания отчета.
В ходе работы были приняты решения, сочетающие преимущества налаженных технологий регистрации (propriety systems), применявшихся в каждом из регионов до прихода туда нашей компании в качестве разработчика-автоматизатора, и высокотехнологичных подходов, основанных на применении передовых СУБД Oracle и MS SQL и разработанных аналитиками нашей компании алгоритмах процессов и новых структурах данных системы. В качестве определяющих критериев были выбраны минимизация затрат на переобучение персонала, привязка вновь разрабатываемых структур к характерным для каждого региона уже имеющимся структурам данных, индивидуализация ведения разработки для каждого из партнеров-участников проекта. Все это оказалось осуществимо благодаря технологии сквозного проектирования, широко применяющейся нами в ходе работы над системами такого масштаба.
В заключении желательно привести список этапов разработки системы. Озаглавить его можно, как-нибудь игриво, например, «Этапы большого пути». Не следует забывать указать на перспективные направления развития системы, т.к. нужно закладывать основание для продолжения игры.
Лучший отчет о выполненных работах, о котором нам приходилось слышать, был следующим. Игрок доказывал заказчику, что все выполненные работы – это содержание голов его подчиненных. Несведущие люди могут смеяться, могут пребывать в недоумении. Но посвященный в Игру человек оценит красоту игры. Во-первых, заказчик все равно должен отдать деньги иначе будут проблемы с финансовым управлением, Во-вторых, заказчик совсем не хочет видеть отчет, в котором он ни слова не понимает. Согласитесь, что такая процедура угнетает. В-третьих, если отчет в головах, то нужно продлить контракт, так как отчет из голов нужно извлечь на бумагу. А, вы, говорите, ﷓ Кафка. Нет, он не Кафка, он – Игрок.
Внедрение
«Когда воротимся мы в Портленд, клянусь ﷓ я сам
взбегу на плаху.
Да только в Портленд воротиться нам не придется
никогда»
Булат Окуджава
Игроки, избегайте внедрения!
Заказчик благосклонно принимает все ваши отчеты и подписывает акты, пока у него не зародится подозрение, что ему придется работать с тем, что вы создали. Если такое подозрение у него зародится, он начнет выяснять, как ему использовать то, что вы наделали. Вы будете говорить о необходимости организационных усилий с его стороны. И ваша система сразу перестанет нравиться заказчику. Он бы хотел, чтобы ваша система или вообще не попадалась ему на глаза, либо стояла в сторонке как автомат с чаем. Подошел, нажал кнопку, получил стакан с чаем и ушел. А как неприятно выслушивать нытье работников ИТ-отделов о том, что у Вас ничего не работает. Записывать их замечания, «вздыхать, и думать про себя…».
Не забывайте, что Вы благоразумно заключили договор на другом уровне управления. Поэтому ваша задача, подписать акт о том, что вы нечто привезли, а не внедрили систему. Поэтому выгрузите заказчику программное обеспечение и попросите подписать акт, о том, что программное обеспечение действительно находится на территории заказчика. После подписания акта можно уходить сразу, но некоторые Игроки, из вежливости, еще выслушивают и записывают замечания заказчика.
Дальше, в министерство с актом, закрыть тему, получить деньги. Не забудьте включить в раздел новостей на вашем сайте сообщение о том, что Вы внедрили систему в Красноярском крае.
Есть и другой способ внедрения без внедрения. Вы рассылаете свои программы всем указанным в договоре потребителям вашей продукции. И ждете замечаний. С очень большой степенью вероятности потребители даже не смогут установить вашей системы и от стыда за свою беспомощность, а может быть от лени, писать замечаний не станут. Через два месяца, Вы можете ходить по кабинетам учреждения, которое должно оплатить вашу работу и громогласно сообщать, что за два месяца не пришло ни одного замечания. Учреждения не любят думать о худшем, поэтому истолкуют ваши слова в лучшую сторону.
Некоторым Игрокам доставляет наслаждение заставить работать с его продуктом.
Откуда продукты у Игроков? Чистых Игроков, т.е. ощущавших себя Игроками с самого начала деятельности в сфере автоматизации совсем не много. Поэтому ряды Игроков пополняют бывшие Работники. В бытность свою Работниками эта категория Игроков разработала некий программный продукт (далее Продукт). Потом они поняли, что играть легче и выгоднее, чем работать, поэтому они стали Игроками. Перейдя в категорию Игроков, бывшие Работники пытаются извлечь для себя преимущества из факта наличия Продукта.
Так вот такой категории Игроков иногда очень хочется, чтобы заказчик работал с его Продуктом, но таким как есть. Игрок не собирается адаптировать его под нужды нового заказчика, добавлять недостающие функции и даже исправлять существующие ошибки.
Для решения этой хлопотливой задачи нужно договориться с руководством, т.к. необходим административный ресурс и не малый. Способы убеждения руководства ﷓ дело индивидуальное и присущее не только Игре на третьей волне. Поэтому они выходят за пределы нашего обозрения.
Договорившись с руководством, Игрок определяет главное направление удара ﷓ отдел ИТ.
Добивается внедрения в штат заказчика своего агента влияния в ранге заместителя директора, курирующего отдел ИТ. В обязанность этому заместителю вменяются три функции:
- с настойчивостью попугая, повторять, Продукт обеспечит полную автоматизацию заказчика;
- не допускать и подавлять любую критику Продукта (не важно заслуженную или нет);
- регистрировать тех, кто будет возражать тезису о полной автоматизации с помощью Продукта.
Дальше начинается работа с сотрудниками ИТ отдела. Можно припугнуть их штрафами, которые они будут Вам платить за неработоспособность Продукта. Не важно, что это абсурд. Чем больше ложь, тем вернее в нее верят, говорили некоторые политики. Тем более, что сотрудники ИТ отделов редко юридически образованы. Молодым можно пообещать повышение. И как завершающий аккорд добиться расформирования отдела ИТ и создания на его основе нового. При переводе во вновь созданный отдел необходимо оставить за его бортом одного - двух сотрудников. Кого? Например, двух непричастных и молчаливых.. Это нужно для того, чтобы те, кого вы взяли, превратились из ваших противников в благодарных вам сотрудников. Теперь новый отдел ИТ будет из кожи лезть, внедряя ваш Продукт, умалчивая об обнаруженных недостатках.
Post scriptum или после нас хоть потоп
Игрокам, следует понимать, что их основная тактика – это тактика выжженной земли. Т.е. Работникам приходить с желанием выполнить работу в учреждение, где прошла Игра, бесполезно. Но Игрок может рискнуть еще раз, предложив участие в новой федеральной или краевой программе. Поэтому Игроки очень интенсивно вытесняют Работников с красноярского рынка ИТ услуг. Игрокам не надо заботится о повышении технического и качественного уровня своих разработок, не надо налаживать систему управления программными проектами, поэтому не нужны инвестиции. Игроку нужна команда из 3- 6 человек способная определенный словарный запас информационных терминов. Подвижность, т.е. способность предложить проект автоматизации в любой отрасли и в любом учреждении, которое публично произнесло слово информатизация или автоматизация.
Конечно, рано или поздно усилиями Игроков в обществе наступит апатия, а затем антиинформационные настроения. Но основная надежда Игрока в том, что на его жизнь возможностей сыграть на третьей волне хватит, а после него хоть потоп.
Сергей Гладков
Начальник отдела разработки ПО
ООО «НПК Геосервис»
E/mail - segey@geoservice.ru
Тел. (391-2) 210-156,210-636
Список литературы
1. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 776с. – (Philosophy).
2. Юрий Лужков. Российские "Законы Паркинсона: "http://www.luzhkov.ru
3. Ирина Шеян. Успехи муниципальной информатизации. Еженедельник "Computerworld", #28-29, 2002 год // Издательство "Открытые системы" (www.osp.ru). Постоянный адрес статьи: http://www.osp.ru/cw/2002/28-29/022_1.htm
4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер с англ. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. –332 с.
5. Михаил Жванецкий Год за два, Ленинград: Ленинградский комитет литераторов, ЭТС «Экслибрис», 1991 г.
6. Юлий Ким. Мозаика жизни: Стихи, повесть. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000-384 с.
7. Окуджава Булат Шалвович. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет/ Сост Ольга Окуджава. – М: ТОО «Корона принт», 1997.-576 с.
8. Август-Вильгельм Шеер. «Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория Методы». Издание 2-е, переработанное и дополненное. Пер с англ. Научная редакция и предисловие: канд. техн. наук Каменнова М.С., канд. хим. наук ГромовА.И., Перевод: Михайловой Н.А. М: Издательство АОЗТ «Просветитель», 1999
9. Вадим Вирин. «Электронная Россия» 2003. Еженедельник "Computerworld", #12(413), 2004 год // Издательство "Открытые системы" (www.osp.ru). Постоянный адрес статьи: http://www.osp.ru/cw/2002/28-29/022_1.htm

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz