Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

НАТАЛИЯ КОЛПАКОВА: "САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ"

Сегодня всем понятно, что без реального знания английского (главным образом - разговорного) не то что карьеры не сделаешь, но просто не найдешь приличную работу. О том, как сейчас нужно преподавать английский язык, с учителем московской спецшколы № 1262 Наталией КОЛПАКОВОЙ беседует обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Раньше в английских школах преподавали академический английский (так называемый Oxford English), который давал хорошую базу, но практически не учил говорить. Сегодня жизнь заставляет людей по-другому относиться к изучению языка. Это как-то изменило систему преподавания в английских школах?

- Сейчас самое главное - умение свободно общаться на языке. Но есть большое "но", которое влияет на методику образования: учителя, закончившие наши университеты, инязы и т.д., говорят на том самом классическом английском. А современный язык под влиянием американизмов сильно упростился, изменился. В нем много новых реалий, которые учителя старшего поколения просто не знают. И это большой минус. Хотя сейчас появилось много книг и пособий, помогающих учителю это новое увидеть. Это - первое.

Второе: учебники, по которым всегда занималась спецшкола, (Богородицкой и Хрусталевой и др.), не соответствуют потребностям времени. Аутентичные же учебники, написанные англичанами для иностранцев, на мой взгляд, не соответствуют интеллектуальным запросам наших детей. Хотя с языковой точки зрения они интересны. Учителю же сегодня приходится соединять одно с другим.

- Вы работаете в этой школе уже 38 лет. Как изменились дети?

- Уровень интеллектуального и информационного развития значительно снизился. Я не могу сказать, что дети стали глупее. Просто они меньше читают, меньше думают. Кроме того, российская школа имеет теоретическую, а не практическую направленность. Это не дает возможности научить их размышлять, анализировать, то есть тому, что в дальнейшей жизни больше всего и пригодится.
Наверное, неважно, во что была одета Наташа Ростова, когда пришла на первый бал (это вопрос из "любимого" нашего ЕГЭ). Но нынешнее образование направлено на механическое запоминание фактов.

- Именно это "проверяет" и единый экзамен...

- Да. Для того чтобы дети смогли сдать ЕГЭ, надо полностью изменить систему образования: лишив детей возможности рассуждать, чувствовать, научить их только выбору конкретных фактов.

- А что вы можете сказать о ЕГЭ по английскому?

- То, что я видела, - это очень хорошие тесты. Но если на их основе будут принимать к себе такие учреждения, как филфак МГУ, Иняз или факультеты английского языка в пединститутах, я не знаю, кого мы получим "на выходе". Можно правильно прочитать любой текст, ответить на вопросы, но никогда в письменном тесте по гуманитарным предметам мы не выявим способа мышления человека.

- То есть вы вообще против тестов? Вы их не используете?

- Использую конечно. Например, для того, чтобы понять, хорошо ли ученики усвоили лексику, насколько они могут из текста выбрать главную идею, как они на слух воспринимают информацию... Тесты - это один из способов проверки знаний, умений и навыков. Но не способ проверки способности мыслить или говорить.

- А если вас поставят перед фактом - учить с помощью тестов?

- Нас уже поставили перед фактом: приказали переходить на аутентичные учебники. К счастью, в нашей школе много учителей, делающих творческие программы. Например, у нас в старших классах дифференцированное обучение. Мы делим класс не только на языковые группы, но каждая группа работает с тремя учителями: один ведет грамматику, другой - практику устной речи, а третий - темы (топики). Эта система дает довольно высокий уровень знаний.

- Я знаю, что ваши ученики стажируются и в Англии.

- Наша школа каждый год вывозит детей на двухнедельные занятия в Англию. А кроме того, многие наши ученики выигрывают бесплатные поездки в Америку на учебу, и, кстати, некоторые бывают недовольны образованием.

Все то, что сегодня творят с нашим образованием, пытаясь его адаптировать к западному, - неправильно. Какие-то национальные тенденции должны сохраняться. Мы должны, конечно, выходить на международный уровень. Но это не всегда "уровень". Я говорю так потому, что сама и работала в школах Англии (преподавала там русскую литературу), и сидела с ребятами на уроках в американской школе...

Вот смешной пример: есть такой английский писатель Дол (Dahl), который написал "Сказки-неожиданности" ("Tales of unexpected"). И мы в нашей школе с ребятами читали его рассказ "Кожа". Он о том, как с человека сняли кожу, потому что у него на спине - татуировка (портрет, сделанный человеком, который потом стал великим художником). Это было как раз перед моей поездкой в Америку: мы обсуждали рассказ с ребятами, говорили о жестокости, об искусстве и т.д. Я приезжаю в Америку, сижу на уроке в выпускном классе, и оказывается, что они проходят то же самое произведение. Как вы думаете, какой была тема обсуждения? Какие виды татуировок бывают! И демонстрировали друг другу свои татуировки.

- Наши школьники больше знают о западной культуре, чем их иностранные сверстники - о русской?

- Конечно! Они значительно образованней при всем снижении уровня, который сейчас есть. Поэтому когда мы что-то рушим, хорошее-то надо оставлять!

- А что бы вы взяли "оттуда"?

- Больше разговорной практики. Хотя, по моим наблюдениям (я 15 раз ездила с детьми в Англию, и мы часто оказывались в одной семье с приезжими из Франции, Японии), их уровень английского, как правило, хуже, чем наш. Но наши дети очень закомплексованные, зажатые. Они боятся переступить разговорный барьер. Поэтому очень важно общение на английском; привлечение носителей языка.

- Те, чьи дети учатся в английских школах, знают, что каждый год приходится зубрить большое количество так называемых топиков (тем) - "Образование в Великобритании", "Путешествия"... Считается, что дети должны говорить на эти темы. На деле они просто учат их наизусть... Так легче запомнить языковые клише. Но при чем тут разговорная речь?

- Учить топики нужно. В чистом виде это - не разговорная речь. Но их можно использовать для этого. Например, сейчас в 9-м классе я даю тему "Охрана окружающей среды". Мы говорим о разных проблемах, и в процессе обсуждения они выучивают это все. А закончив тему, мы проводим конференцию, где ученики как "представители разных организаций", выступающих за охрану природы (Гринпис, "Всемирный фонд дикой природы"...), говорят от имени этих организаций. Так заученные топики перерастают в разговорную практику.

- Чего еще не хватает современной школе?

- Трагедия состоит в том, что школа стареет. На учительскую зарплату молодой человек не идет. У нас за многие годы не пришло ни одного нового учителя. Средний возраст - более 40 лет. Нет свежих сил. Так что, если ничего не изменится, все может погибнуть.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz