пути
по суше, т. к., например, арабский географ
X в. Аль-Балхи отмечал, что от Итиля до
Болгара около одного месяца пути “по
степям”[1]
(Фахрутдинов, 1987.
С. 12). Правда, дальше Абу-ль-Фида пишет о более
чем двадцати днях пути между Болгаром
и Сараем (Aboulféda,
1848. P. 325). В этом случае речь шла, скорее
всего, о пути вниз по Волге. Тот же Аль-Балхи
говорил, что от Болгара до Итиля “вниз
по реке около 20 дней” пути (Фахрутдинов,
1987. С. 12). Знаменитый турецкий географ и
путешественник Эвлия Челеби в конце XVII в.
сообщал о двухдневном переходе между
Сараем и Каспийским морем, что, вероятно,
восходит к свидетельству Абу-ль-Фиды (Эвлия
Челеби, 1979. С. 136).[2] В
“Торговой практике” Ф. Бальдуччи
Пеголотти 40-х гг. XIV в. сообщается, что “от
Джиттаркана в Сарай
будет день пути по реке”
(Pegolotti, 1936. P. 21). Расстояние от остатков
Хаджи-Тархана[3]
(татарской Астрахани) до Селитренного
городища по Волге и ее протокам
составляет более 100 км и вполне
преодолевается за сутки. Например,
голландец Я. Стрюйс в конце XVII в. прошел
на корабле 400 км расстояния от
Царевского городища до Астрахани за 4
дня (Астраханский сборник, 1896. С. 106-107). По
свидетельству Пеголотти и Тосканского
Анонима (начало XIV в.), между городами
Сарай и Сарайчик - 8 дней пути по реке
(Pegolotti, 1936. P. 21; Еманов,
1995. С. 149, прил.). Расстояние по воде между
Селитренным и Сарайчикским городищами
составляет более 700 км и его можно
преодолеть за 8 дней. По сообщению
Никоновской летописи, от Астрахани
до Сараев Больших - “два днища по Волге
вверх” (Григорьев,
1876. С. 278). Эти свидетельства не позволяют
локализовать Сарай XIV в. на городище у с.
Царева, но соответствуют местоположению
Селитренного городища. Сухопутные
торговые караваны в те времена обычно
проходили в сутки 25-30 км, но иногда и
большие расстояния. Скорость
передвижения зависела от многих
обстоятельств: вида тягловых животных,
состояния и безопасности дорог, рельефа
местности, времени года и т.д. В XIV в., в
период могущества и расцвета Улуса
Джучи, передвижение по торговым путям
государства представляло собой не столь
обременительное занятие. Например,
на малонаселенном отрезке пути
между городами Сарайчик и Ургенч (Хорезм)
через каждые 20-30 км были построены
караван-сараи и вырыты колодцы, поэтому
караваны двигались, даже не беря с собой
запасов воды и продуктов (Егоров,
1985. С. 125; Тизенгаузен,
1884 С. 460). Путешественник из Магриба Ибн
Баттута, побывавший в Золотой Орде в 734 г.
х. (1333/1334 г.), на верблюдах преодолел это
расстояние в 900 км за 30 дней (Тизенгаузен,
1884. С. 308). Тосканский Аноним сообщает, что
этот путь проходили на верблюжьих
повозках за 20 дней, а на воловьих - за 40 (Еманов,
1995. С. 149, прил.). Ибн
Баттута ехал из Хаджи-Тархана до Сарая в
свите Узбека по льду Итили и “соединенных
с ней вод” 3 дня (Тизенгаузен,
1884. С. 306). А путь между столицей и
Сарайчиком он прошел с караваном за 10
дней[4]
(Тизенгаузен, 1884.
С. 307). В письме католического миссионера
Пасхалиса от 1342 г. сообщается о
двенадцатидневном переходе между этими
городами (Брун,
1878. С. 332). Расстояние между с. Селитренным
и с. Сарайчук составляет примерно 300 км,
что как раз соответствует 10-12 дневному
переходу. А расстояние же между
Царевским и Сарайчикским городищами
даже по прямой, через пустыню, не менее 500
км. Но, скорее всего, путь шел не по
прямой, а через Селитренное городище,
так как вдоль Ахтубы находилась
сплошная полоса городов и селений, что
увеличивает это
расстояние до 600 км. Венецианский посол
Амброджо Контарини в 1476 г. прошел с
караваном от Хаджи-Тархана до Москвы. В
районе переправы через Волгу, в месте ее
наибольшего сближения с Доном (около
совр. г. Волгограда), татары сообщили ему,
что они находятся “более чем на 15 дней
пути к северу” от Сарая (Барбаро и Контарини..., 1971. С. 225).
Это свидетельство, бесспорно, относится
к Селитренному городищу. Речь не могла
идти о Царевом Поде, отстоящем от места
переправы на расстоянии всего двух дней
пути. Приведенные
сообщения, относящиеся, в основном, к XIV в.,
вполне согласуются между собой только в
том случае, если считать, что
упоминаемый ими Сарай располагался в
урочище Джигит-Хаджи. И они же не
позволяют локализовать столицу Золотой
Орды на месте городища у с. Царева.
Исключением является свидетельство
Тосканского Анонима о том, что “от Хаджи-Тархана
до Сарая - 1 день ... за этот день переходят
реку” (Еманов, 1995.
С. 149 прил.) Учитывая, что здесь речь идет
о передвижении торговых
караванов, преодолеть за сутки по суше
более 100 км, было маловероятным.[5] Правда,
в более поздних источниках есть
сообщения, на основании которых можно
предполагать размещение столицы
Золотой Орды в Царевых Падах. В “Книге
Большому Чертежу”[6]
нет упоминаний урочища или городища с
названием “Сарай”. Но там сказано: “... а
по реке по Ахтубе на 90 верст от Царицына, Золотая
Орда, мечети татарские каменные” (Книга...,
1950. С. 143).[7]
Это сообщение, безусловно, относится к
Царевским развалинам. В этом же
документе есть и другое сообщение: “От
моря же возле пески 5 мечетеи татарских,
Бешкиз; от песков 30 верст бугры; а в них 2
колодезя; а от тех бугров 60 верст ко
Астарахани другие бугры Чогат...” (Книга...,
1950. С. 145). Еще В. В. Григорьев вполне
оправданно, на наш взгляд, отождествил “Чогат”
с “Джигит”, т. е. с Селитренным
городищем (Григорьев,
1876. С. 307-308). Правда, он ошибался, считая “Джигит”
и “Бешкыз” одним и тем же пунктом,
потому что из текста ясно видно, что это
два разных урочища (Григорьев,
1876. С. 309). Судя по описанию, “5 мечетеи
татарских, Бешкиз” (Пять девиц - В.Р.), находились где-то к востоку от
волжской дельты, на южной границе Рын-песков,
недалеко от моря, по-видимому,
представляя собой руины мавзолеев[8]. Но
нельзя исключать и того, что это -
развалины в районе с. Лапас, в 40 км вниз
по течению Ахтубы от с. Селитренного.
Археологические разведки последних лет
выявили здесь остатки пяти огромных
мавзолеев и еще девяти менее крупных
усыпальниц. Этот комплекс, бесспорно,
принадлежит захоронениям царствующего
дома Джучидов (Дворниченко,
Узянов, 1996. С. 84-85). У Э. Челеби данный
памятник назван “Бештепе” (Пять вершин)
(Эвлия Челеби, 1979.
С. 134-135). Эти развалины были также
известны под названием “Давлет-хана”
(Государственный дом) (Небольсин,
1852. С. 25, 26; Руденко,
1973. С. 39). Купец
Афанасий Никитин, проплывавший по Волге
в 1468 г., писал: “И Казань есми, и Орду, и
Услан, и Сарай, и
Берекезаны проехали есми добровольно (Хожение...,
1958. С. 11). На наш взгляд, “Орда” А.
Никитина соответствует “Золотой Орде”
(Царевскому городищу) “Книги
Большому Чертежу”, а “Сарай” -
Селитренному городищу. В.
Н. Татищев писал, что по сказаниям
местных татар, в Царевом Поде “был
Батыем построен дом” (Егоров,
Юхт, 1986. С. 238). С Царевским городищем
связана и татарская легенда о хане
Джанибеке, записанная в конце XVIII в. С. Г.
Гмелиным (1777. С. 15).
Как раз при этом правителе началась
чеканка монет с легендой “Новый Сарай”.
И. И. Лепехин сообщал: “...сказывают, что
он (Царев Под - В.Р.)
был столичным городом Золотой Орды” (Полное
собрание..., 1821. С. 472). По народным
представлениям, здесь стоял “царев
город”, размещались “царские палаты”, “ханский дворец”, “дворец
царицы” и т.п. (Гмелин, 1777. С. 12-15; Полное собрание...,
1824. С. 126; Воейков,
1824. С. 22-23; Леопольдов,
1839. С. 99; Сурин, 1896.
С. 13 и др.). Приведенные выше свидетельства размещают столицу Золотой Орды на месте Царевского городища. Но это - поздние источники, имеющие, как правило, фольклорное происхождение и поэтому только на их основании нельзя приурочить столицу джучидского государства - будь то Сарай или Новый Сарай - к этому археологическому памятнику. Одним из важнейших материалов для локализации золотоордынских городов являются средневековые портоланы и карты. Наиболее информативной в отношении географии Золотой Орды является карта, составленная в 1367 г. братьями Франческо и Доменико Пицигани из Венеции (Nordenskiöld, 1897. P. 58; Kretschmer, 1909. S. 121; Егоров, 1985. С. 130; Супрун, 1992. С. 22)[9]. На карте изображен значок крупного города с сопровождающей надписью: “civitas regio d’Sara” (“столичный город Сарая”) (см. рис.) [10]. Из текста одной из пояснительных надписей к карте следует, что слово “Сара” означает страну, т.е. Золотую Орду (Супрун, 1992. С. 22). “Саррой” названа территория Поволжья (в другом месте - Золотой Орды) и в Каталонском атласе, составленном в 1375 г. Абрахамом Крескусом (Kretschmer, 1909. S. 122-124; Багров, 1917.
[1]
Хотя местонахождение Итиля пока еще не
обнаружено, но почти несомненно, что
город стоял в дельте Волги, т.е.
относительно недалеко от
Селитренного городища. [2]
Э. Челеби оставил нам одно из наиболее
подробных описаний города Сарая Но
его сведения совершенно фантастичны:
он описывает Сарай XVII
в. как существующий
мусульманский город с многотысячным
татарским населением и прекрасными
строениями (Эвлия
Челеби, 1979. С. 135-143). По-видимому, Э.
Челеби не был ни в Сарае, ни вообще в
Поволжье: его сведения об этом и
других волжских городах - Казани,
Алатыре, “Бату-хане”, “Мужике”
являются плодом смешения его богатой
фантазии с устными преданиями и
сведениями арабских авторов более
ранних времен. [3]
Остатки этого почти полностью
уничтоженного памятника находятся
примерно в 8-10 км к северу от центра
современной Астрахани. [4]
Добавим сюда, что Ибн Баттута описывал
Сарай как огромный город, где только соборных
мечетей было 13(!) (Тизенгаузен,
1884. С. 306-307). Это не мог быть город, чьи
остатки находятся у с. Царева, так как
в 1330-ые гг. он только лишь строился. [5]
Это сообщение будет разобрано ниже. [6]
Описание к двум несохранившимся картам:
“старому чертежу” (составлен в
царствование Бориса Годунова) и “новому
чертежу” “полю” (составлен в 1627 г.) (Книга...,
1950. С. 3-5 пред.). [7]
В одной из редакций “Книги” это место
звучит так: “По реке Ахтубе 90 верст от
Царицына пошла Золотая Орда, где
живали цари ордынския, владели и дани
имали на великех князех ... и мечети и
ныне татарские каменные и все полаты
целы до днесь ...” (Книга..., 1950. С. 182 прил.).
К концу XVI
в. относится сообщение русского купца
Федота Котова: “...тут по тои реке, по
Ахтубе, стоит Золотая Орда. Царский
двор и полаты и дворы и мечети - все
каменные...” (Семенов,
1980. С. 35). [8]
В средневековых русских источниках
мавзолеи-дюрбе часто называли
мечетями. [9]
См. издания этой карты (Nordenskiöld, 1897; Брун, 1873; Чекалин,
1889 и др.). [10]
Автор выражает благодарность С. Л.
Богаченко за художественную
обработку иллюстраций. |