МУССА БАТТЕРБИЕВ:"У НАС В ОДНОМ КЛАССЕ СИДЯТ И СЕМИ-, И ОДИННАДЦАТИКЛАССНИК"
На этой неделе в Москве прошел 14-й Международный фестиваль-конференция "Эврика-Авангард". 334 участника (из них 95 школьников) из 40 субъектов РФ и Украины приехали в Москву, чтобы обменяться опытом, рассказать о методах своей работы (здесь были представлены самые разные школы - и те, кто давно сотрудничает с "Эврикой" и уже имеет статус федеральной экспериментальной площадки, и те, кто пришел только в этом году). Желающие могли подать заявки на конкурсы "Эврики" - "Школа года", "Детский сад года", "Знак качества образования", "Попечитель образования", а также на конкурс культурно-образовательных инициатив на статус "Федеральная экспериментальная площадка МО РФ". Среди участников больше всего было учителей, директоров школ. С одним из них - директором Усть-Илимского экспериментального лицея Муссой БАТТЕРБИЕВЫМ - беседует обозреватель "Известий" Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.
- Ваш лицей был организован в 1991 году, в период разрешенных экспериментов. В нем нет классов, а есть учебные разновозрастные группы. Школа подростковая - попасть сюда можно только после 7-го класса. Что дает такая форма обучения?
- У нас соединяются естественная в подростковом возрасте потребность в общении с необходимостью учения. В процессе такого общения и школьные предметы лучше усваиваются. Предметное содержание у нас такое же, как в обычной школе. Только способы работы совершенно иные. Представьте себе разновозрастный коллектив. В одном классе находятся дети от 8-го до 10-го класса. И вместе изучают какой-то предмет. Возникает целый ряд вопросов: на уровне какого класса они должны это делать? Ведь такой коллектив очень изменчив: старшие выпускаются, а младшие приходят. Так вот, мы разработали по пять модулей для каждого предмета.
- Что это значит?
- Например, каждый учебный год дети проходят весь курс физики средней школы: материал за пять лет, с 7-го по 11-й класс. Но материал рассматривается под разным углом зрения...
- А что значит "изучать физику под разным углом зрения"?
- Ее можно рассмотреть, опираясь на теорию поля. А на следующий год "развернуть" ее, опираясь на фундаментальный закон сохранения энергии.
- И какой результат это дает "на выходе"?
- Ребенок этот предмет узнает с любого ракурса. Увеличивается количество повторений, и материал систематизируется. Так возникает четкое представление о физической картине мира.
- Вы - автор такого подхода?
- Идею подобной подачи материала мы заимствовали у Михаила Щетинина. А что касается способов, форм, отбора материала, определения "маршрутов" изучения - во всем этом нам очень помогал Василий Давыдов. Мы прошли у него курс проектирования учебных предметов. И еще: в обычных школах физику начинают с элементарных механических вещей. В нашем же лицее с теории элементарных частиц.
- То есть с самого сложного...
- Да. Мы идем от малого к большому: элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы. А потом переходим к макроскопическим телам. Это логичнее.
- Аналогичный подход вы применяете и при изучении всех других предметов? Как, например, это происходит с литературой или с математикой?
- Учителя выбирают наиболее важные нравственные проблемы. И на их основании рассматривают литературные произведения, которые нужно проходить по программе. Последовательность изучения произведений, способы анализа подчинены той логике, которая предложена учителем.
У математиков это делается проще: весь материал за пять лет делится на пять равных частей. Какой-то год первую часть изучают на повышенном уровне, досконально. А вторую-третью-четвертую-пятую части обзорно. На следующий год первую часть просто повторяют, а вторую изучают глубоко (остальные обзорно). В результате, когда завершается цикл, дети хорошо знают каждый из пяти разделов.
- А как вы решаете проблему подготовки к экзаменам, ведь в одном и том же классе могут быть и девяти-, и одиннадцатиклассники?
- Когда девятиклассникам нужно сдавать экзамены, они готовятся к ним самостоятельно. И есть график консультаций, когда ученики (по возрасту девятиклассники) из всех групп стекаются к своему консультанту и там готовятся.
- А какие это дает результаты?
- Мы в порядке эксперимента ежегодно участвуем во Всероссийском централизованном тестировании. Так вот, наши 10-классники пишут тесты для выпускного 11-го класса. И, за редчайшим исключением, делают это успешно. Выходит, что наши дети проходят курс средней школы на год раньше. А последний год мы называем годом предвузовской подготовки. Школьники самостоятельно выбирают предметы, индивидуально формируют учебные планы. Существует блок обязательных предметов, набор предметов по выбору, и есть предметы, связанные с будущей профессией.
- Как складывается судьба ваших выпускников после окончания школы?
- Все они учатся в вузах. Из 382 выпускников 65 получили золотые и серебряные медали, и в настоящее время у нас уже 10 аспирантов.
- Кто-нибудь последовал вашему опыту?
- Такой способ может успешно использоваться в малокомплектной сельской школе. В ситуации, когда в одном помещении сидят ребята из трех-четырех классов, учитель, как правило, раздает всем самостоятельные задания, а работает только с одним классом. То есть время урока делится на четыре части. И времени на каждый класс остается мало. А если бы в сельской школе все было организовано так, как у нас, учитель мог бы все 45 минут продуктивно работать со всеми. Сейчас в рамках госконтракта через "Эврику" мы разработали некую инструкцию для перехода малокомплектной сельской школы на нашу систему: предлагаются варианты сочетания классов, учебных планов...
Наш подход очень хорош и в школах для одаренных детей. Мы не сдерживаем развитие талантливого ребенка рамками класса: он может продвигаться в собственном темпе.
Как ни парадоксально, наша система очень хороша и для слабых детей: там нет насилия над ребенком, ему помогают идти таким темпом, на который он способен.
- Как выстраиваются отношения внутри разновозрастной группы (у подростков год разницы идет за пять)?
- Выстраивая отношения со старшими, младшие готовятся к взрослой жизни. И то же самое касается отношений старших с младшими. Внешне в этих группах проявляются все признаки семьи. Группы с общими целями, интересами. Эта тренировка к взрослой жизни помогает им в будущем становиться успешными.
И еще: когда старшие и младшие работают над каким-то материалом, то, как правило, старший больше в этом понимает. И он объясняет непонятное младшему. А объяснить что-то младшему однокласснику - это возможность самому лишний раз увидеть проблему. В итоге они начинают говорить на одном языке. Ведь потом мы все общаемся в разновозрастных коллективах...
- Таким образом, у вас в школе происходит соединение воспитания и образования...
- Мы не говорим об обучении и воспитании отдельно. Мы говорим об образовании. А это - соединение одного с другим.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ
ОБЯЗАТЕЛЬНА