ЧЕМ МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
В Минобразовании прошла коллегия "Об итогах первого этапа модернизации российского образования и о приоритетах развития системы образования России в 2004-2005 годах".
Миф о стандартах
И.о. министра Владимир ФИЛИППОВ говорил не столько об итогах, сколько о планах на будущее. Но об итогах тоже упомянул. В частности, о том, что "завершен многолетний труд педагогов, ученых по разработке новых стандартов школьного образования". Завершен-то он завершен. Но ни Дума, ни правительство стандарты не утвердили. В качестве комментария скажем, что "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются... правительством Российской Федерации" (из постановления правительства РФ от 28.02.94 № 174). И.о. министра также сообщил, что новые стандарты "должны вводиться с 1 сентября 2005 года для предпрофильного обучения в 9-х классах, а с 1 сентября 2006 года - во 2-, 5- и 10-х классах". В то время как согласно уже цитировавшемуся постановлению правительства "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов... вводятся ... не ранее чем через 5 лет после начала работы по данным программам". Напомним, что не готовы ни новые программы, ни учебники по срочно вводящимся стандартам. По словам Владимира Филиппова, "уже в марте на основе анализа существующих учебников будет объявлен конкурс либо на разработку новых учебников, либо на подготовку учебных пособий к действующим учебникам". Очевидно, что учебники задумано изготовить (и без апробации ввести в оборот) в рекордно короткие сроки.
"Это было непростое решение"
В докладе и.о. министра было также сказано об ужесточении контроля за учебниками. "Это было непростое решение", - сказал он. Теперь школы смогут пользоваться только книгами с грифом "рекомендовано" и "допущено". В ближайшее время будет организована экспертиза и всех действующих школьных учебников - в первую очередь по истории.
Теперь уже бывший министр вновь заговорил о переходе на нормативное финансирование, "а для учреждений профессионального образования - на финансирование их по объему и качеству оказываемых образовательных услуг, в частности, в рамках эксперимента по ГИФО" (государственным именным финансовым обязательствам). Известно, что ГИФО привел к фактическому уничтожению бесплатного образования в вузе. Но об этом "скромно" умалчивается.
Еще в докладе прозвучала мысль о том, что необходимо повысить эффективность аспирантуры. "На сегодня аспирантуру заканчивают с защитой диссертаций в срок менее 27% аспирантов". Глубоко поразил призыв и.о. министра образования (заметьте: не обороны!) "перестать устраивать из аспирантуры "убежище от армии" (Минобразу предстоит принимать решение "о закрытии в вузах таких аспирантур-убежищ"). Так что, господа одаренные студенты, все - в горячие точки! Наука подождет: если повезет и домой вернетесь, может, и продолжите дело своей жизни! В завершение своего доклада, и.о. министра сказал: "Это очень важно... чтобы мы не только говорили, что мы делаем что-то лучшее для общества". А может, и хорошо, что они только говорят?
Остаточные знания - это тоже знания
Ректор Петербургского университета Людмила ВЕРБИЦКАЯ большую часть доклада посвятила вступлению России в Болонский процесс. По ее наблюдениям, представители стран - участниц Болонского процесса практически незнакомы с реалиями нашего высшего образования: никто из представителей 38 стран (кроме ректоров из Германии) не понимал, что такое наш "доктор наук". "Когда я объяснила, как эту степень получают, они задумались".
Людмила Вербицкая говорила о разработке двух основных систем оценки качества образования - внутренней и внешней. Внутренняя - это самооценка вуза (ему должны быть предложены типовые анкеты и другие документы). А в рамках второй - внешней - оценки на первый план должна выйти оценка остаточных знаний (видимо, это тот сухой остаток, который застревает в голове, после того как все "ненужное" выветривается). И здесь нужно создавать независимые агентства по экспертизе высшего образования. Людмила Вербицкая сказала и о необходимости возвращения всех налоговых льгот вузам, об отмене налога на имущество.
Что касается ЕГЭ, то в течение долгого времени Петербургский университет был против него. Но произошли некие изменения. "Я пока говорю только об экзамене по русскому языку, который в этому году будут сдавать выпускники петербургских школ. Тесты стали, конечно, получше. Может быть, если будет третий элемент - творческое эссе, это как-то компенсирует то, что мы теряем "русский" в форме экзамена. Владимир Путин, рассматривавший уже один раз проблему ЕГЭ на Госсовете, обещал, что после того, как эксперимент пройдет, можно будет организовать настоящее его обсуждение, с тем чтобы были выявлены все плюсы и минусы ".
51% от промышленности
На коллегии прозвучал крик души Галины МЕРКУЛОВОЙ - председателя профсоюза работников народного образования и науки.
- Почему в этой аудитории не ставится вопрос о заработной плате учителей? В проекте решения этой коллегии написано об "устойчивом росте расходов федерального и консолидированного бюджетов, направляемых на образование", - сказала Галина Меркулова. - В общем, действительно, так и есть. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что это очень далеко от того, что необходимо сегодня. ...Еще в решении коллегии написано о том, что намечается "стабильная тенденция к росту зарплаты педагогических работников". С этим я категорически согласиться не могу. Проведенная еще в октябре 2003 года индексация в 1,33 раза (что тоже было сделано в результате коллективных действий в течение целого года) не могла не только привести к какому-то реальному повышению уровня заработной платы (как говорится в проекте решения коллегии), но даже не смогла компенсировать рост стоимости жизни с момента предыдущей индексации. Индексация зарплаты в этом году тоже под большим вопросом. Но мы будем настаивать на этом. Пока же зарплата в образовании в среднем составляет 51% от промышленности.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ
ОБЯЗАТЕЛЬНА