Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРОТИВОПОКАЗАНА

Одним из немногих федеральных ведомств, которых не затронула кардинальная перетряска правительственных кабинетов, оказался Госатомнадзор, который при сохранении тех же функций переименован в Федеральную службу по атомному надзору. Остался на своем посту и 43-летний руководитель этой службы Андрей Малышев. По его словам, информация о том, что российская служба ядерной безопасности оказалась в стороне от административной реформы российского правительства, была позитивно воспринята в ЕС и МАГАТЭ. Однако это не означает, что Федеральную службу по атомному надзору ждет безоблачное существование.

В обязанности Федеральной службы по атомному надзору входит лицензирование предприятий, работающих с ядерными материалами, и контроль за их деятельностью. Лицензированием занимается центральный аппарат (175 человек), контролем в 7 территориальных округах - 1214 инспекторов. Поскольку административная реформа прошла мимо ведомства, сокращений штатного расписания не предусмотрено - контроль из-за отсутствия контролирующих чиновников хуже не станет.

А хозяйство, которое надо проверять и лицензировать, огромное. В России 213 ядерных установок (атомные станции, исследовательские реакторы, испытательные стенды), 454 пункта хранения ядерных материалов, 5194 радиационных источника в народном хозяйстве, 1467 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, 22 предприятия, где хранятся изотопы и радиоактивные радоны. Эта статистика касается только "мирного атома". Контроль над военными объектами доверен Министерству обороны. Хотя в законодательстве есть противоречия: гражданские предприятия иногда в полном соответствии с буквой закона не принимают радиоактивные отходы с военных предприятий, поскольку имеют право работать только с теми организациями, у которых имеется лицензия Госатомнадзора.

Безопасность ядерных объектов предполагает постоянные инвестиции. По словам Андрея Малышева, в 2004 году крупнейшими инвестиционными проектами по этой тематике станут 1-й блок Ленинградской АЭС, 2-й блок Курской АЭС (на обеих станциях установлены "чернобыльские" реакторы), а также Кольская и Билибинская атомные станции, где установлены реакторы другого типа и гораздо меньшей мощности.

Что касается количества нарушений в атомной отрасли, то в 2003 году отмечен их незначительный рост - 157 против 153 в 2002 году. Но заметно выросло количество нарушений в системе "Росэнергоатома" - 51 против 37, еще больше - в 2 раза - рост на промышленных комбинатах. Многие нарушения связаны с человеческим фактором. Лишь 2 нарушения за год относятся к высокому уровню, и они были надежно блокированы автоматикой. Большинство сбоев происходит из-за неполадок в электрооборудовании, которое на тепловых станциях выходит из строя постоянно, но в атомной энергетике к нему предъявляют более высокие требования. Динамика нарушений, по словам Андрея Малышева, требует серьезного анализа.

В апреле 2004 года в Москве планируется проведение встречи руководителей национальных служб атомного надзора. По инициативе США страны "большой восьмерки" уделяют повышенное внимание построению системы национального регулирования ядерной безопасности и защиты от террористической угрозы. Предложено, чтобы эта проблема была выведена на высший политический уровень "большой восьмерки". Проблема становится еще актуальнее, поскольку скоро в ЕС вступят несколько стран (Болгария, Литва), где построены атомные станции по советским проектам. По словам Андрея Малышева, уже начато сотрудничество бывшего Госатомнадзора с европейской организацией руководителей национальных служб атомного регулирования. И пока неизвестно, чья система более эффективна. Как говорит Андрей Малышев, "может быть, будут выявлены какие-то недостатки у нас, но, может быть, мы покажем европейцам свои преимущества". По объективным критериям статистика нарушений в российской атомной энергетике находится на уровне, соответствующем мировым нормам.

Одним из самых громких конфликтов вокруг Госатомнадзора в 2003 году стала приостановка лицензии на деятельность знаменитого предприятия "Маяк" в Челябинской области. Известно, что в 1950-х годах, в эпоху ядерной гонки, гидрокаскад этого предприятия получил сильный экологический ущерб и сейчас требует компенсирующих мероприятий. Но эксперты Госатомнадзора не увидели на "Маяке" заинтересованности в решении этой проблемы, хотя по закону именно эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность объекта и экологические мероприятия. Не было ни плана по снижению выбросов, ни плана по очистке и укреплению водоемов. После того, как Минатом, Миприроды и Минздрав (все ведомства уже отошли в мир иной, но их обязательства должны быть выполнены наследниками) составили и утвердили план работы с гидротехническим каскадом и с радиоактивными отходами, 27 февраля 2004 года Госатомнадзор выдал заводу лицензию. Контролировать эту работу будет Федеральная служба по атомному надзору.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz