Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ПСИХОЛОГИЯ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Применяемый метод малых моделей, с последующим синтезом результатов, показывает, что психические, социальные и другие «гуманитарные» процессы имеют несколько почти равнозначных сторон, которые имеют самостоятельное значение, и не сводятся друг к другу (не взаимообусловлены). Для наглядности возьмем научную деятельность. Химическая реакция может иметь физическое значение (может произойти взрыв, например), практическое (промышленное) значение, научно-исследовательское значение и другие, а может и не иметь таковых. И это только с точки зрения социума, если еще рассматривать это с точки зрения исследователя, то мы вообще рискуем утонуть в значениях. Поэтому просто придется смириться с разнообразием законов, ведь любое значение должно учитываться своим законом, но это отнюдь не должно означать сложность.
Человек не только приспосабливается к существующим условиям, но часто и сам активно изменяет данные условия, поэтому законы не могут описывать нечто как данность, они обязаны показывать взаимосвязь различных процессов.
С другой стороны, трудно представить психологию индивида вне общества и общественных связей, как и общество без людей. Поэтому придется рассматривать для адекватности все аспекты совместно, что несколько отличается от стереотипов. Но для начала придется ввести некоторые основные термины-понятия.
КОММУНИКАЦИИ. Под коммуникациями подразумевается любое взаимодействие, где целью всегда является ответная реакция. Коммуникация может быть только адресная (получателем является конкретный субъект или определенная группа). В коммуникацию включены характеристики адресата, поэтому содержание самой коммуникации может не совпадать с целью коммуникации (ответной реакцией). Фактически это означает, что истинные мотивы адресата лежат в ответном поведении, а не в декларируемом алиби (содержании коммуникации). С другой стороны, можно сказать, что любой воспринимаемый поток информации обладает данной характеристикой (если мы его восприняли, то он учитывает наши психологические особенности).
УРОВЕНЬ. В процессе специализации (разделения труда), в том числе и социальной, различные индивиды и коллективы стали обладать в разной мере теми или иными качествами. То, насколько развиты эти качества, и будет называться уровнем. Здесь неважно абсолютное или дискретное значение, это понятие является только сравнительной характеристикой. Иногда уровни имеют ступенчатый характер, но это связано только с качественными изменениями.
ЗАКОНЫ КОММУНИКАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ.
ЗАКОН ВВОДА И ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ. Мы (индивиды, коллективы, организации, компьютеры и так далее) воспринимаем информацию (окружающий мир), обрабатываем ее, и соответственно действуем. Назовем первую фазу – вводом, вторую – обработкой информации (мышлением), а третью – выводом (по аналогии с компьютером). Примеры ввода информации, обработки и вывода: окружающий мир, мозг, поведение; рабочий, станок, деталь; чертеж, рабочий, деталь; идея, изобретатель, изобретение и т.д. Так как это процесс (обычно непрерывный), то все его компоненты должны быть взаимообусловлены и соответствовать друг другу. Поэтому, особенно в любых немеханических системах:
1.1Сложность информации на вводе должна соответствовать способности ее обрабатывать и выводить (действовать).
При выборе способа реализации 1.1 главным (критическим) фактором почти всегда является способность обработки информации. Уже к этому должно подстраиваться все остальное. Соответственно, это возможно сделать аппаратно или программно (организационно). Отсюда следствия:
1.1.1При низком уровне способностей обработки информации упрощаются системы ввода-вывода. У насекомых, например, зрение видит только на близком расстоянии (ввод), и то очень примитивно. Таракан не может ползать назад (вывод). И так далее.
1.1.2При высоком уровне способностей обработки информации, возможности ввода вывода всегда опережают способность обработки. Противоречие снимается за счет избирательности ввода и вывода и (или) избирательности обработки информации. Человеческий глаз может выделять множество оттеков любого цвета, но обычно это не происходит ввиду отсутствия необходимости.
1.1.3Отбрасывается та информация, которую невозможно воплотить (вывести). Взаимосвязь по вводу и выводу. Если компания не в состоянии наладить производство данной продукции, то и, наверное, ей не надо предлагать это выпускать.
Конечно, случаются и нарушения закона 1.1, но от этого страдают те, кто его нарушают.
ЗАКОН ИСКАЖЕНИЙ И ПРЕРЫВАНИЙ КОММУНИКАЦИЙ. Любая система стремится повысить свою эффективность (под системой можно понимать и индивида). Но любые коммуникации подвержены искажению и отнимают много времени, отбираемого от вывода (действия). Соответственно:
1.2Любая система стремится к минимизации коммуникаций. Следствия из закона 1.1, ведь уменьшая нагрузку на ввод, при тех же способностях обработки информации мы увеличиваем (или убыстряем) выход.
С точки зрения 1.2 для любой системы существует несколько путей сокращения коммуникаций:
1.2.1Минимизация коммуникаций за счет сокращения внутренней коммуникации. Например, сокращение штатов, совмещение должностей.
1.2.2Минимизация коммуникаций для каждого за счет распределения внешних коммуникаций между каждым. Распределение труда, специализация и т.д.
1.2.3Минимизация коммуникаций за счет оптимального сочетания 1.2.1 и 1.2.2 (процесс обычно носит циклический характер).
1.2.4Минимизация коммуникаций за счет улучшения самих коммуникаций. При этом уменьшается дублирование и повтор коммуникаций. Диаграммы, графики, иллюстрации, оптимальные формы отчета и т.д.
Понятно, что следствия из 1.2, (1.2.1 и 1.2.2) являются несколько противоположными. Поэтому обычно мы наблюдаем циклические процессы: 1.2.1 – 1.2.2 – 1.2.1 – 1.2.2 и т.д. Рассмотрим данный процесс на примере. Существует 10 работников, каждый из которых выполняет работы на заказчика, которого он сам и находит. В один прекрасный момент они решают объединить свои усилия. Один ищет клиента, другой закупает и доставляет материалы и т.д. Минимизация внутренних коммуникаций за счет сходного опыта (ремы). Прибыль всех резко увеличивается. Проходит время, и меняется ситуация, заказчикам необходимы новые виды работ, стройматериалы подрожали и т.д., накапливается различный опыт. Коммуникационные внутренние потоки соответственно резко возрастают, снижая производительность труда. Организация распадается. В реальности на процесс воздействуют и другие законы, это лишь один из аспектов деятельности организации.
ЗАКОН МОТИВАЦИИ. По этому поводу есть множество мнений, но в основе почти всех мнений о мотивации (причине поведения) лежит выживание, как индивида, так и всего человечества. Но редко кто задумывается, от чего зависит само выживание.
1.3Основа любой мотивации есть познание мира. Стремление улучшить поведение (вывод), за счет улучшения обработки информации, как следствие закона 1.1, является доминантой существования.
Стоит задуматься, что поведение есть процесс, и следовательно мотивация, как причина объяснения поведения, соответственно также является процессом. Необходимо далее предположить, что мотивация есть объяснение логики протекания процесса поведения, и есть наглядное приложение закона 1.3. Соответственно должно существовать множество различных мотивационных процессов (как примеры роли, игры и т.п.), каждому из которых соответствуют некие множества поведения. Но так как познание есть процесс, неотъемлемой частью которого есть вывод (поведение), и ввод (обстоятельства например), то:
1.3.1Основа любого познания есть умение прогнозировать и предугадывать события.
1.3.2Всякий объект стремится увеличить вероятность необходимых событий и снизить вероятность негативных событий. Обычно это достигается увеличением потенциальных возможностей (деньги, образование, власть и т.п.).
1.3.3Одновременно проходит несколько познавательных процессов.
1.3.4Результат есть неотъемлемая часть познания (мотивации). В данном случае результат является обратной связью при процессе мотивации, оценкой действий.
Следствия из 1.3 верны только по отношению к конкретному мотивационному процессу, кроме 1.3.3. Мотивационные законы обладают самым высоким приоритетом по отношению к другим законам, которые объясняют поведение (вывод).
ЗАКОН ТЕМЫ И РЕМЫ. Тема – упрощенно это непосредственно коммуникация, а рема – это то, без чего коммуникация невозможна, это то, что не говорится, но подразумевается. Подразумевается, что произносимые звуки – слова, что эти слова имеют значение и так далее. Но главное для понимания ремы – это то, что подразумеваются и некоторые события, факты, если они, конечно, являются общими для осуществляющих коммуникацию. Соответственно исходя из законов 1.3 и 1.2, имеем:
1.4Высокий уровень общей ремы увеличивает эффективность коммуникаций. За счет улучшения коммуникаций (пункт 1.2.4).
1.4.1Объект коммуникаций всегда предпочтет коммуникации (при прочих равных условиях) с высоким уровнем общей ремы. Друзья, коллеги, родственники, аналогичные организации, знакомая обстановка, родной город и т.д.
1.4.2Высокий совместный общий уровень ремы увеличивает количество (время) коммуникаций между субъектами. При любой коммуникации часть времени тратится на расшифровку (адаптацию) коммуникационных потоков, но при высоком уровне общей ремы это время минимально. Тогда за единицу времени передается больше информации с меньшими искажениями (за счет более точной расшифровки). Соответственно, любой индивид предпочтет именно такие коммуникации при прочих равных условиях.
1.4.3 Каждый стремится увеличить свою рему (опыт, знания). С другой стороны трудно предсказать, что именно это будет. Это могут быть кинофильмы и симфонии, а может быть и ядерная физика, очевидно, это зависит от того, какие мотивационные процессы протекают в данный момент.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ.
ЗАКОН ВАРИАНТОВ. В реальности существует бесконечное множество путей достижения одного и того же результата. Конечно, не все эти пути одинаково эффективны, и даже более того, достичь нужного результата во многих можно, лишь сделав ошибку или некое допущение. Но даже эффективность данного пути достижения цели не всегда является критерием для выбора способа ее достижения. Дело в том, что любой выбор есть по своей сути отказ от остальных вариантов. Очень трудно, практически невозможно, выяснить все последствия данного выбора, поэтому любое решение (выбор) таит в себе неопределенность.
2.1Любая система стремится увеличить свою эффективность за счет уменьшения неопределенности. В данном случае уменьшаются коммуникации внутри системы. Это является основой для познания мира и, соответственно, для мотивационных процессов. Именно этот закон и является критерием для оценки правильности выбора или умозаключения.
Фактически закон 2.1 можно рассматривать с точки зрения внутренних и внешних коммуникаций. Хотя эти коммуникации и взаимосвязаны, ведь при правильной организации внутренних коммуникаций уменьшаются и улучшаются внешние коммуникации, что справедливо и в противоположном случае, но различные факты говорят, что зависимость носит более сложный характер. Естественный отбор практически отсутствует, а результаты мотивационных процессов носят все более отвлеченный характер. Поэтому нарушается обратная связь в познании мира, что, не будучи вовремя замеченным, иногда приводит к эффекту накопления ошибок. В конечном счете, легче расформировать организацию, чем «лечить», если это организация, а если это человек, то намного сложнее и печальнее…
2.1.1Неопределенность снимается системой взглядов (мировоззрением или корпоративной культурой для примера), что является некоторой частью опыта познания мира. Во многих случаях это лучшее решение проблем, но это и вечный тормоз на пути нового.
2.1.2Также неопределенность снимается введением и соблюдением общих правил коммуникации. Например: ритуалы, этика, эргономика, язык, законы и т.д. Что положительно сказывается на надежности коммутаций и обычно отрицательно на скорости. Это одна из причин появления сленга, или своих внутригрупповых правил общения (суда входит и терминология), как способ ускорения коммуникаций при той же или более высокой надежности.
2.1.3Уровень неопределенности и уровень коммуникабельности, обычно обратные величины. Это связано со свойствами самих коммуникаций и их мотивацией. Например, иногда проще сделать самому работу, чем объяснять, что надо сделать другому.
2.1.4Неопределенность тем менее чем более обратная связь в процессе познания (развитии), что говорит наиболее точно о правильности или неправильности выбранного поведения (отрицательный результат – тоже результат). Любая система стремится к таким действиям, результат которых наибольший и наиболее реальный. Как не парадоксально, но в данном конкретном случае не столь важно – будет теряться или приобретаться. Главное размер и реальность обратной связи (деньги, секс, еда, власть и т.п.)
СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ. Любая система состоит из элементов, которые тоже могут представлять собой систему, со своим выходом и входом (например, люди в коллективе). Орудия труда, например, также являются элементами системы (трудового коллектива), но не являются системой сами по себе, если исходить из свойств коллектива, а не орудий труда. Но все элементы системы подчиняются одинаковым правилам, только соответственно первые элементы имеют дополнительно свои правила (как системы).
2.2Любая система состоит из элементов. В сложных системах некоторые элементы (сложные элементы) представляют собой также системы. Также в системе есть простые элементы.
Для системы состоящей из элементов, наиболее главной характеристикой является связь между элементами. Связи бывают функциональными, отвечающие на вопросы: почему, зачем, сколько и т.п. Также есть коммуникационные связи, отвечающие на вопросы: когда, кто, при каких обстоятельствах и т.п.
2.2.1Наличие связей непременный атрибут системы, они уменьшают ее неопределенность. Соответственно для увеличения эффективности система стремится увеличить количество связей между элементами и количество элементов (закон 2.1).
2.2.2Любая система стремится избавиться от тех связей или элементов, которые мешают коммуникациям (закон 1.2). Например, уводит коммуникационные потоки в сторону, предлагая по поводу и без него сходить в библиотеку.
2.2.3С точки зрения системы, наиболее эффективными являются наиболее часто используемые элементы и связи.
2.2.4Наименее эффективные элементы (закон 2.2.3) будут исключаться из системы.
2.2.5В виду некого противоречия между законами 2.2.1 и 2.2.2 система не может избавиться от некоторых элементов и связей, или прирастить некие новые без ущерба для эффективности системы (некое обобщение). Поэтому каждый элемент системы имеет свой уровень (иерархию) в соответствии с законом 2.2.3. Но те же связи бывают коммуникационными и функциональными, кроме того, большинство систем имеют несколько коммуникационных потоков (научный, производственный и т.д.), поэтому существует множество иерархий.
2.2.6Иерархия позволяет упорядочить деятельность системы, т.к. из закона 2.2.3 абсолютное равенство невозможно.
ЗАКОН КОНСЕРВАТИЗМА. По существу наши возможности для развития довольно ограничены на некотором отрезки времени. В данном случае приходится некоторые вещи либо принимать на веру, либо так же необосновано отвергать. Коммуникационная область (КО) – область, где происходит накопление знаний и опыта полученных в результате коммуникаций с внешним миром. КО характеризуется слабыми функциональными взаимосвязями. Например, мы помним, когда и от кого и при каких обстоятельствах слышали некое утверждение, но не можем даже определить насколько оно истинно.
2.3КО – это первый этап формирования любой системы. Система не может появиться ниоткуда и сразу. Поэтому в основу любой системы положен окружающий мир посредством коммуникаций.
2.3.1Для успешного формирования КО, каждому элементу необходимо предоставить изначально коммуникационное и иерархическое место. Иначе, в соответствии с законом 2.2.4, они моментально исключатся. Это также является минимальным требованием к новым элементам, что препятствует непомерному разрастанию системы
2.3.2Формируется КО на основе системы, в которую входит данный сложный элемент, и закона 2.1.4. (элементы должны быть наиболее эффективны и необходимы). Т.е. система стимулирует развитие самых необходимых системе качеств у сложных элементов.
2.3.3В силу закон 2.3.1 и 2.3.2 к каждому сложному элементу система предоставляет свои специфические требования. Единообразное разнообразие.
2.3.4Т.к. одним из условий формирования КО есть непротиворечивость (закон 2.1), то часть элементов и связей не будут соответствовать закону 2.3.2. Соответственно противоречия (точнее их преодоление) стимулируют развитие.
2.3.5Наиболее эффективная (долговечная, устойчивая и т.п.) та система, у которой соотношение консервативных элементов (непротиворечивых) к остальным является оптимальным (примерно 7 к 2). Иначе система или не сможет нормально функционировать, или нормально развиваться.
ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА ОПЫТА В КАЧЕСТВО. Количество должно переходить в качество, но весь вопрос в том, как именно? Как количество слов, услышанных ребенком, трансформируется в речь? Как профессиональный токарь с первого взгляда на деталь может указать все размеры, шероховатость поверхности и способ изготовления? Очевидно, что это длительный процесс познания, где различными способами выяснялись закономерности, где за каждым действием стоит тысяча аналогичных. Но в какой-то момент мы становимся обладателем дара творить и делать, не задумываясь над каждым своим шагом, не думая, а зная, что из этого получится. Можно этот момент считать образованием самодостаточной (или самостоятельной) области (СО), и пусть это будет самодостаточная область мышления, или самостоятельный отдел в некой организации, но сути это уже не меняет, поскольку с этого момента все описывается соответствующими новыми законами. В чем суть СО? В любой системе существует масса коммуникационных потоков, которые возможно оптимизировать (пример формальной оптимизации на производстве – это различные отделы). Любая типовая задача должна решаться без участия всей системы, как следствие, незанятые ресурсы используются для решения других насущных задач.
2.4Любая самообучающаяся система с параллельной обработкой информации стремится к повышению своей эффективности за счет минимизации внутренних коммуникаций, что выражается в возникновении самодостаточных (самостоятельных) областей (СО).
Можно выделить следующие этапы возникновения СО. Смена мотивационных процессов, и в связи с этим возникновение новых задач. Выявление сходного в них в процессе их решения. Проверка результата (сравнение и обратная связь). Автоматическое формирование СО. Расширение функций СО при расширении круга задач.
2.4.1СО развивается на основе наиболее развитой части КО. Т.е. развитию СО предшествует обширные коммуникации в данной области.
2.4.2Возможно возникновение замкнутых СО в следующих случаях. При наличии всегда стабильного необходимого результата (нечто сродни условному рефлексу). Если не расширяется в процессе деятельности круг данных типовых задач (почти как привычка). Если при изменении деятельности надолго пропали данные типовые задачи.
Любая замкнутая СО трудно поддается коррекции. Дело в том, что каждый элемент в СО тесно функционально связан с другими, и корректировать необходимо всю СО, что фактически равно формированию новой СО, плюс удаление сопротивляющейся старой СО. В СО, в отличие от всей системы, связи между элементами гораздо более детерминированы (взаимообусловлены), и это позволяет СО действовать, не вовлекая всю систему. В открытых СО ключевые связи менее детерминированы, что позволяет корректировать саму СО системой.
2.4.3Если при изменении деятельности надолго пропали данные типовые задачи, и это происходит до конца формирования СО, то недоформированная СО начинает деградировать (связи становятся менее детерминированными), но остается открытой (связи-то не детерминированы полностью) и готовой продолжить свое формирование.
Закон 2.4.3 нуждается в некотором уточнении. Быстрее всего дезактивируются те неактивные связи, которые мешают (уводят в другую сторону) различные коммутационные потоки. Если СО является владение иностранным языком, то процесс забывания пройдет быстрее, чем скажем СО вождения. Также можно сказать, что СО остаются открытыми в силу постоянно возникающих новых связей как между элементами СО, так и с новыми элементами
2.4.4В целом, элементы, вовлеченные в СО, имеют более высокий статус, чем элементы в КО.
ЗАКОН УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (КОММУНИКАЦИОННЫХ ПОТОКОВ). Любому действию (выводу) предшествует ввод и обработка информации. Иногда эти процессы могут быть сильно растянуты во времени, что может создавать ложное впечатление.
Рефлект (отражение) – некая реакция непосредственно только на определенный сигнал ввода. Рефлект – это функциональная противоположность сознанию. Рефлект, в чистом виде – это результат работы элементарных СО. Уровень рефлекторности – насколько обработка информации выходит непосредственно за сигнал ввода перед совершением действия. Примеры коллективных рефлектов с различным уровнем рефлекторности: инструкции, законы, приказы и т.д.
СОЗНАНИЕ. Это процесс соотношения действий с системой (социумом). По существу это довольно сложный и уникальный механизм, который в силу развитости и огромного значения системных (социальных) отношений, проводит огромный анализ и синтез. Функционально связан с речью. По своей сути сознание – это мощное средство обработки информации, причем относительно того, что зачастую лежит вне плоскости индивида или иной системы (обычно общественные интересы). В силу своей специфики у человека выполняет большую роль в процессе познания, также, возможно, участвует и в других психических процессах. Внутренняя речь есть прерогатива только сознания, являясь отражением (или индикатором) сложных психических и иных процессов. Речь (вывод), сама по себе, не является таковой, поскольку выполняет несколько другую функцию (коммуникационную), но обычно речь (вывод) сопровождается работой сознания. В принципе у индивида сознание можно сравнить с директором, а речь с его секретарем, иногда довольно не глупым (относительно самостоятельным). Предполагается наличие неких коллективных сознаний. Сознание фактически всегда участвует в формировании СО, а, следовательно, и в формировании рефлектов.
2.5Любые стабильные и развивающиеся системы имеют одинаково заполненные уровни рефлекторности. При этом необходимо, для корректного использования закона, как можно точнее определить систему, по отношению к которой он будет использоваться.
2.5.1При переполнении уровней рефлекторности, системы становятся менее приспособленными к изменениям.
2.5.2При не дополнении уровней рефлекторности системы являются нестабильными.
2.5.3Системы развиваются за счет заполнения следующих уровней рефлекторности, и деградируют, соответственно, наоборот.
2.5.4Системы тем активнее развиваются, чем более развито «сознание». К примеру, у животных это зависит также от сложности внутригрупповой организации (необходимости соотношения своих действий с действиями других).
ЗАКОН ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ.
2.6Любая система стремится сделать коммуникации компактнее и с меньшим количеством задействованных элементов (закон 1.2). Чем короче коммуникации, тем быстрее и эффективнее они происходят, кроме того, с наименьшими помехами и потерями.
Несмотря на свою простоту, этот закон имеет множество вариантов исполнения. Реализация системы во времени и пространстве с различными входами – выходами, всегда есть компромисс.
2.6.1Чем ниже уровень рефлекторности, тем ближе к выводу будут располагаться данные элементы системы или СО. Это объясняется тем, что вывод наиболее подвержен систематизации.
2.6.2Чем выше уровень рефлекторности, тем ближе к вводу будут располагаться данные элементы системы или СО.
ЗАКОН РЕАГИРОВАНИЯ. Любая биологическая система (в том числе и человек) нуждается в увеличении скорости вывода (действия). От этого зависит выживание данной системы. Для социальной системы, состоящей из особей, это так же актуально, поэтому:
2.7Любая система обрабатывает информацию сразу при вводе. Точнее наше восприятие это уже есть обработка информации, которая подразумевает ответные действия. Только в этом случае минимизируются коммуникационные потоки, и снижается риск ошибки из-за потери и искажения данных. Когда мы видим стул со сломанной ножкой, то и соответственно принимаем сразу решение, хотя и не обязательно сразу воплощать.
2.7.1Соответственно любая информация на вводе должна автоматически рационализироваться, и существует далее также в виде системной информации к действию, это и есть мышление, в классическом смысле этого слова.
2.7.2Мышление в нашем понимании, есть моделирование событий вне данных событий. То есть вместо реальных предметов системную информацию генерируют представления об этих предметах, выраженные в словах и других образах.
2.7.3Интересно, что системная информация, прерогатива исключительно сознания. В машинальном и некоторых других поведениях, которые характеризуются зачастую высокой эффективностью, промежуточного звена (системной информации) между вводом и выводом не существует. Соответственно системная информация играет важную роль для развития и профилактики системы. Однако сочетание этих функций непосредственно с выводом (действием), снижает текущую эффективность.
2.7.4Далеко не всякая информация может быть рационализирована. Поэтому в большинстве случаев она просто игнорируется.
2.7.5Под гипнозом, без сознания, в состояниях аффекта мозг не утрачивает способности рационализировать услышанное. Но т.к. непосредственная реакция невозможна на слова (псевдореальность), то рационализация выливается в виде системной информации, учитывая пункт 2.7.4.
СИСТЕМНЫЕ ОШИБКИ.
ЗАКОН СРАВНЕНИЙ. Система строится на основании коммуникационного поля, сформированного в результате различных мотивационных процессов. Далее вступает в силу закон 2.1, который стремится упорядочить коммуникационное поле для увеличения эффективности. С этой стадии и в дальнейшем система начинает жить по своим внутренним законам, где внешний мир – только один из многих факторов.
3.1Все познается в сравнении. Всегда в системе должна быть обратная связь, поэтому в силу специфики системы (где внешний мир только один из факторов), нельзя взять нечто как данное.
3.1.1Сравнение не позволяет определить истинность идеи (предположения и т.д.). Оно позволяет только определить совместимость. Все должно сопоставляться только с данной системой, и истинность здесь является только относительной непосредственно к системе.
3.1.2Для всякой системы существуют свои специфические правила. Иногда эти правила неоправданно пытаются распространить и на другие системы.
3.1.3Внутренние правила системы имеют равные права с внешними правилами, относительно данной системы. Можно долго спорить о первичности материи или идеи, но дело не в первичности.
3.1.4При сравнении организуется вывод с использованием разных подходов (старого и нового). По эффективности вывода принимается решение о «истинности». Фактически сопоставляются выводы 50 на 50.
3.1.5Система может либо развиваться (совершать ошибки), либо действовать (быстро и эффективно). Своего рода парадокс эффективности, ведь прекращая развиваться, система становится менее приспособленной. С другой стороны без нормальной деятельности система не в состоянии существовать. Наиболее разумным является организация циклов работа – развитие.
3.1.6При сравнении «старые» идеи (предположения, элементы и т.д.) всегда имеют преимущество, благодаря своему интегрированию в систему. Поэтому новое имеет шанс только при явном преимуществе над «старым». Смотри закон 2.1. Вот так появился консерватизм!
ЗАКОН НАДЕЖНОСТИ.
3.2Построение более высокого уровня рефлекторности начинается с обобщения предыдущего. Это необходимо, для того, чтоб с данным опытом можно было как-то работать. Само коммуникационное поле не позволяет, к примеру, прогнозировать.
3.2.1Наиболее примитивные обобщения и объяснения имеют временное преимущество перед остальными по эффективности. Редко кто знает в доскональности, да и для начала это необязательно, как устроен компьютер, хотя пользуется им большинство. И все знают, что понимание принципов работы компьютера принесет им повышение эффективности работы, но…
3.2.2Если на предыдущих рефлекторных уровнях были допущены некорректные или сильно примитивные допущения, то следующий рефлекторный уровень не сможет быть построен. Так как невозможно корректно выполнить пункт 3.2.
3.2.3Чем ниже текущего рефлекторный уровень, тем сложнее и ограниченнее туда доступ. Соответственно и гораздо сложнее его корректировать. Тем не менее, существует довольно много корректных и эффективных методов, но большинство из них практически неизвестны.
3.2.4На основе обобщений начинается строиться коммуникационное поле следующего рефлекторного уровня. Сначала преобразуется предыдущее коммуникационное поле, а потом добавляется новые коммуникационные элементы. В силу этого зачастую обобщения по структуре есть СО.
3.2.5Коммуникационный элемент следующего рефлекторного уровня гораздо более емкий (информативный), чем предыдущего, и отличается способом организации.
ЗАКОН КОМПЕНСАЦИОННЫХ ОШИБОК, ИЛИ ЗАКОН КОНКУРЕНЦИИ.
3.3Система, в силу упрощения (закон 3.2.1), зачастую настолько огрубляет реальность, что может продолжать работать эффективно только придерживаясь нескольких противоположных взглядов (обобщений и т.д.). На это система идет как на временный и вынужденный компромисс, который зачастую остается постоянным.
3.3.1При конкуренции коммуникационные элементы или СО борются за одни и те же ресурсы. Что приводит к внутренним противоречиям в системе. А это уже недостаток, снижающий эффективность системы.
3.3.2Конкуренция является диалектической противоположностью развития, т.к. переход на следующий рефлекторный уровень без функционального устранения противоречий невозможен. К примеру, большинство инноваций сделано не большими «солидными» фирмами, а небольшими творческими коллективами.
3.3.3Конкуренция не позволяет системе деградировать, осуществляя контроль системы. В отличие от развития, при котором осуществляется функциональный контроль, при конкуренции контроль коммуникационный (менее эффективный).
3.3.4Конкуренция осуществляется на определенном рефлекторном уровне, максимально заполняя его (частично выполняя этим и коммуникационный контроль), и делает заполнение этого рефлекторного уровня максимально быстро (что, впрочем, неравноценно эффективности). Соответственно, по закону 2.5.1, система становится более стабильной, но и фактически теряет способность развиваться.
3.3.5Если в конкурентном конфликте побеждает одна из сторон, уже с учетом пункта 3.3.4, то мы получаем стабильную неэффективную систему. Неправда, очень весело?
3.3.6Чем меньше в системе сложных элементов (особенно если они, в свою очередь, не являются сами так же сложными системами), тем отчетливее недостатки конкуренции, которые, не смотря на пункт 3.3.4, могут привести к развалу или гибели системы.
3.3.7Любая система может находиться только в трех устойчивых состояниях: развитие, конкуренция и дегенерация.
Конкуренцию, так же как и демократию (основанную также на конкуренции), можно причислить к неизбежному злу. Кроме того, часто путают нормальное развитие системы с диктатурой (закон 3.3.5), поскольку многие формальные признаки совпадают (отсутствие конкуренции кстати). Кроме того, системы на основе конкуренции также могут, и часто бывают, диктаторскими, с точки зрения той системы, в которую они входят как элементы. А это уже все не смешно.
ЗАКОН ЦИКЛИЧНОСТИ.
3.4Так как при поднятии на следующий рефлекторный уровень происходит преобразование коммуникационного поля, то, соответственно, существует внутренний цикл системы. В результате цикла происходит переосмысление опыта (коммуникационного поля).
3.4.1Цикл всегда начинается с самого проблемного места.
3.4.2При цикле последующий элемент всегда связан с предыдущим.
3.4.3Цикл идет по восходящей, если нет различных системных ошибок.
3.4.4При наличии системных ошибок, во время цикла, происходит попытка найти их и исправить.
3.4.5Если система не в состоянии найти и исправить ошибки в течение нескольких циклов, то она опускается на более низкий рефлекторный уровень в поисках ошибки (деградирует). Это вынужденная мера. Дело в том, что при неправильном поиске и исправлении ошибок, их количество только увеличивается, соответственно снижается эффективность. Кроме того, т.к. на этом этапе не формируется коммуникационное поле, то обратная связь с внешним миром ухудшается, что также способствует росту ошибок.
3.4.6Процесс «деградации» довольно опасный для системы, поскольку корректно довольно трудно это сделать. Часто, и обычно, это приводит к «заклиниванию» на этом уровне, с соответственным дальнейшим повторением пунктов 3.4.4, 3.4.5 и3.4.6.
3.4.7Часто система (особенно сложная) оттягивает процесс деградации, а то и вовсе за счет выигрыша времени (изменение различных внешних факторов) избегает его. Для этого система стремится перенаправить свою внутреннюю работу, а лучшее на этом этапе она сделать не в состоянии, на «псевдофункциональную». Как, например, расширение, конкуренция, или иная манипуляция с элементами системы. В целом, это все равно приводит к снижению эффективности системы (хотя бы в силу закона 1.2). В снижении эффективности системы основное отличие псевдофункциональных методов от естественного развития системы, при котором эффективность только увеличивается.
3.4.8У каждой системы свой цикл. Время цикла зависит от сложности системы. Максимальное время внутреннего цикла для немеханических систем (а речь здесь ведется о них), составляет порядка 60 лет. Этот цикл является и самым полным.
ЗАКОН ОШИБКИ ФИКС.
3.5Существует, так называемая «идея фикс», или в политике ее называют «большой ложью Геббельса». Принцип действия прост, ведь почти все действия системы подчиняются неким глобальным и фундаментальным принципам, таким как смысл существования, то и «определение» таковых помогает системе быстро развиваться, упрощая большинство процессов. Смысл существования, или его аналоги, всегда есть суррогатные попытки понять (построить) высшие рефлекторные уровни без построения и освоения предыдущих. Идея фикс отличается от простого упрощения своей глобальностью воздействия.
3.5.1Система либо пользуется идеей фикс, со всеми вытекающими последствиями, либо нет. Третьего не дано и быть не может.
3.5.2Сравнивая по эффективности сходные системы одного рефлекторного уровня, мы обнаружим, что система с идеей фикс менее эффективна (иногда есть области, где ее эффективность гораздо выше, но если рассматривать общую эффективность, то она ниже). Поскольку точность упрощенной обработки информации ниже, и даже не спасает некоторое увеличение ее скорости.
3.5.3Принятие системой идеи фикс резко ускоряет развитие данной системы, благодаря исключению множества логических преобразований при осмыслении коммуникационного поля (закон 3.4). Следуя закону сравнения, идея фикс имеет довольно много преимуществ, на момент ее рассмотрения, для системы, что часто и приводит к ее принятию.
3.5.4Чем более высокий рефлекторный уровень осваивается, тем больше вероятность внутреннего конфликта идеи фикс с другими элементами системы. Следовательно, с освоением новых рефлекторных уровней, развитие замедляется, а эффективность системы все более уменьшается.
3.5.5Система, охваченная идеей фикс, довольно прогнозируемая, как в развитии, так и в его окончании, и сильно зависят от самой идеи фикс. Различные внешние обстоятельства редко могут оказать существенное влияние на внутренние процессы.
ЗАКОН УПРОЩЕНИЙ, ИЛИ УПРОЩЕННЫЙ ЗАКОН.
3.6Любое обобщение – это, прежде всего упрощение, приходится жертвовать некими индивидуальными признаками элементов, для возможности управлять и манипулировать ими. Единственное, о чем следует помнить, что всегда при этом что-то теряется, желательно самое второстепенное.
3.6.1В коммуникационном поле все элементы взаимосвязаны (и именно поэтому возможно обобщение), поэтому любое действие всегда имеет последствия и продолжительность в рамках системы.
3.6.2Система стремится упростить все, насколько это возможно. Чем более простое объяснение, тем больше элементов оно вовлекает. Например, суп, это то, что можно есть, а кирпич нельзя. С этой позиции можно рассмотреть любой предмет. При этом с каждым разом, более простые объяснения, становятся все менее доступны (без потери достоверности).
3.6.3Упрощение может касаться в равной степени всех элементов, что приводит к разносторонности системы. Разносторонние системы большая редкость, поскольку они всегда преобразовывают большие коммуникационные поля, и соответственно на начальных этапах более проигрывают.
3.6.4Упрощение может касаться приоритетного направления системы, что влечет за собой уменьшение преобразований тем менее, чем далее приоритетного направления отстоит от данного элемента коммуникационного поля. К сожалению, с повышением рефлекторного уровня, данной системе все проблематичнее обобщать КО, в связи с разорванностью КО.
3.6.5Чем большее упрощение мы делаем, тем вероятнее выполнения пункта 3.6.4.
3.6.6Часто продвинутые системы чередуют степень упрощения, добиваясь этим своеобразного компромисса эффективности.
3.6.7Чем больший рефлекторный уровень, тем менее возможно упрощать при обобщении. Следовательно, мы медленнее развиваемся.
ЗАКОН ЗАГРУЗКИ СИСТЕМЫ.
3.7Каждая система стремится максимально быть загруженной. При этом стремится делать то, что с точки зрения системы максимально необходимо. Работа системы делится на внешнюю (где конечным продуктом является вывод), и внутреннюю работу. Внутренняя работа системы изначально заключается в развитии самой системы.
3.7.1Чем более высокий рефлекторный уровень системы, тем более эффективна сама система.
3.7.2При развитии системы наиболее развивается ее внешняя часть, т.к. она имеет наилучшую обратную связь. Внутренняя обратная связь, это лишь опосредственная внешняя.
3.7.3Соответственно у системы при развитии появляется много свободного времени на внешнюю работу, которое она почти не в состоянии использовать для других целей.
3.7.4Обычно загрузить функционально полностью систему невозможно (нехватка ресурсов, перепроизводство и т.п.). Поэтому часто происходит переориентация системы на другую нефункциональную работу или вынужденное снижение эффективности (особенно при низкой внутренней культуре). Сопровождается это изменением мотивационных процессов, и как следствие изменением коммуникационного поля. Что в свою очередь означает конец развития, ведь развитие есть повышение эффективности системы.
3.7.5Единственным противодействием концу развития системы служит внутренняя инерция системы. Несмотря ни на что, внутренняя работа продолжается, и иногда довольно эффективно оттягивается деградация.
ЗАКОН ИЗБЕЖАНИЯ НЕИЗБЕЖНОГО. В целом, надо признать, что каждый последующий шаг вперед дается ценой неимоверных усилий. Рефлекторные уровни, это потенциальные ямы, для преодоления которых нужна внутренняя сила. Всегда можно что-то придумать, было бы желание и понимание происходящих процессов.
3.8Любая система существует только ограниченное время. Это закон самосохранения систем. Но есть возможности увеличить эти сроки, или трансформировать систему в другую.
3.8.1В любом случае работы по спасению системы от деградации надо начинать хотя бы сразу же после появления первых признаков снижения эффективности. А лучше еще в период развития.
3.8.2Наиболее эффективно действуют псевдофункциональные методы при умеренном и грамотном их применении.
3.8.3Также хорошо применять псевдофункциональные методы избирательно к элементам системы.
3.8.4Усиливайте внутреннюю работу, старайтесь по мере роста уровня системы соблюдать пропорции между внутренней и внешней работой.
3.8.5Изучайте системы, по отношению к которым ваша система является только сложным элементом. Это один из основных ключей к успешному обобщению вашего коммуникационного поля.
3.8.6Одно из самых эффективных средств, это внутренняя культура. Она помогает элементам системы развиваться самостоятельно и эффективно. Кроме того, она является хорошей коммуникационной частью системы, что обеспечивает системе большую стабильность.
ЗАКОН ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ. Частью памяти является и коммуникационное поле. Но что же собой представляет сама память?
4.1При первичном рефлекторном уровне память равнялась коммуникационному полю.
4.1.1При поднятии рефлекторного уровня коммуникационное поле перестраивается. При этом часть коммуникационного поля не в состоянии изменится. Она находится на предыдущем рефлекторном уровне и доступна только с него, или почти только с него. Эта часть «скрытой» информации необходима для корректной работы системы.
4.1.2«Скрытая» информация – это плата за специализацию системы.
4.1.3Чем больше скрытой информации, тем менее система способна изменятся.
, тем менее система способна изменятся.
ЗАКОН АКТИВАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ. Как мы знаем, система состоит из элементов, сложных и простых. Соответственно есть необходимость в управлении этими элементами. Тогда:
5.1Управление элементами в системе осуществляется с помощью управленческих импульсов (в коре головного мозга это соответственно торможение и возбуждение), которые изменяют вес связей (взаимоотношение) между элементами. Возьмем для примера память. Управляющий импульс устанавливает новые связи между элементами, выстраивая определенную цепь взаимодействия существующих элементов.
5.1.1Для более простых элементов (по отношению к управляющей системе) управляющий импульс изменяет в основном их иерархическое и коммуникационное значение. Призыв солдат в армию, изменение производства номенклатуры изделий со всеми вытекающими последствиями и т.д.
5.1.2Для более сложных элементов: управляющий импульс воздействует на внутренние элементы сложных систем (функциональное управление), заставляя их изменять свое поведение. Пропаганда, убеждение, обучение и т.д.
5.1.3Одной из разновидностей управляющих сигналов, но довольно существенной, является управление системами без изменения свойств элементов (приоритетное управление). Повышается активность только необходимых на данный момент элементов, и снижается активность остальных. Следующий подход имеет следующие преимущества: система легко изменяется функционально, без требующих время структурных и прочих изменений; функционирование системы в прежнем качестве не прекращается, а только повышается порог восприятия некритичных элементов, система автоматически подстраивается (полностью) на критичное направление. Недостаток же в том, что система изначально обладает избыточностью, со всеми вытекающими последствиями.
5.1.4Применяемые методы управления зависит от сложности элементов (предпочтение 5.1.3 для более сложных элементов, 5.1.2 и в последнюю очередь 5.1.1) системы и соответствии системы, задаче (закон 1.1, точнее необходимости привести систему и задачи в соответствии друг другу), (где приоритет управления противоположный).
С уважением, Сергей.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz