Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

СМОТРЕТЬ НЕ СТЫДНО - ПОНИМАТЬ НЕЧЕГО

На сцене Большого театра впервые поставили "Огненного ангела" - одну из лучших опер Прокофьева. Эта историческая работа была поручена двум знаменитостям, уже испробованным здесь на прошлогодней постановке "Турандот", - режиссеру Франческе Замбелло и сценографу Георгию Цыпину. Результат получился ровно такой же, как и в прошлый раз, - смотреть не стыдно, понимать нечего.

"Огненный ангел", написанный в 1927 году, был последней эмигрантской оперой Прокофьева и своей тематикой никак не располагал к тому, чтобы к нему проявили интерес советские театры. Сюжет, взятый из скандального, в некотором смысле автобиографического романа Валерия Брюсова (где тот вывел свои отношения с Ниной Петровской и Андреем Белым), - самая что ни на есть декадентщина с мистикой, демонизмом, любовным треугольником, воплями и соплями, имеющая мало отношения к XVI веку, в котором якобы происходит действие.

Для Прокофьева, впрочем, все эти сопли стали всего лишь таким же антуражем, каким для Брюсова было Средневековье. Рассказывая историю утомительных отношений очаровательной истерички Ренаты и ее мазохистски настроенного поклонника Рупрехта, Прокофьев не скрывает своего ехидства и своей отстраненности. И именно благодаря этой отстраненности и холодному, расчетливому профессионализму добивается невозможного - потусторонние силы, ворочающие судьбами героев, в его опере ничуть не менее материальны, чем посюсторонние.

Другое дело, что эти потусторонние силы страшны и волнующи именно тем, что их не видно. Тут только включи воображение, а музыка уж поможет нарисовать такое, что ни одному режиссеру не приснится. Для того, чтобы оттенить это непоказываемое, за декорационными стенами прячущееся нечто, Прокофьев даже выводит на сцену двух гротесковых чародеев - зазнайку-алхимика Агриппу и добродушного обжору Мефистофеля. И пусть у одного в лаборатории разговаривают скелеты, а другой запросто съедает целиком небольшого поваренка, все равно - люди как люди, понятно, что не они устроили весь этот сыр-бор.

Постановщики Замбелло и Цыпин решились на отважный ход - показать-таки врага лицом. Бессловесный мучитель Ренаты, Огненный ангел, появляется в первой же сцене, во время ее рассказа о своей детской влюбленности в воображаемого кумира (для верности на сцену ненадолго выводят маленькую девочку), и затем принимает самое непосредственное участие в спектакле. И что же? Это всего лишь банальный сладкий блондин с высокомерной походкой, манерными позами и целым сонмом элегантных прислужников, помогающих ему во время дуэли с Рупрехтом (эту эффектную сцену поставила Татьяна Баганова), напоминающий глянцевых щеголей с показов Славы Зайцева. Не так страшен черт, как его малюют.

Впрочем, вряд ли постановщики имели в виду такое концептуальное снижение образа. По крайней мере, все остальное явно сделано на полном серьезе, хотя сильных эмоций и внятных, долгих мыслей от этого в спектакле не прибавляется. Рената, на партию которой пригласили музыкальную, но довольно беззвучную и совсем не харизматичную украинско-американскую сопрано Оксану Кровицкую, - вполне себе истеричная тетка. Рупрехт в исполнении мужественного и голосистого Валерия Алексеева - властный герой, практически Мазепа из своей прошлой премьеры на этой же сцене, только волей какого-то неведомого случая ставший подкаблучником. И Ренату с ее одержимостью зайцевским манекеном, и Рупрехта с его одержимостью Ренатой понять трудно. А пестрый, революционно-конструктивистский контекст, на который намекает постановка (тут тебе и запрещенные книги по каббалистике, которые тайком, будто на подпольную сходку, приносят нашей парочке, и нэповский наряд Ренаты, и малевические сарафаны монахинь, и Великий инквизитор в чекистском кожаном плаще), совсем уж запутывает и без того непростую ситуацию.

Гораздо приятнее во все это не вникать, слушать прекрасный хор, чистый и бодрый оркестр, ведомый Александром Ведерниковым, и разглядывать всяческие чудеса, придуманные сценографом Цыпиным и английским мастером по свету Риком Фишером. Фирменный полупрозрачный материал, с которым Цыпин работает последние годы, на это раз принял формы сумрачного питерского двора-колодца со стоящей в углу длиннющей шахтой лифта. На нем в первый раз спускается на ярко-красную блестящую сцену бескрылый Огненный ангел, на нем же в финале Рената, осужденная на костер, отправится ввысь. Двор-колодец живет своей жизнью, про которую много еще чего можно рассказать, - то засветятся в его окнах странные человекоподобные существа с красным огоньком на месте сердца, то обнаружатся в его недрах маленькие каморки с ванными и рукомойниками. Но, к сожалению, все это уже даже не из другой, а из третьей оперы.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz