Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО В ФИЛЬМЕ «ИВАН ГРОЗНЫЙ»

Режиссер Сергей Эйзенштейн и композитор Сергей Прокофьев включили в кинофильм «Иван Грозный» (1944-1945) древнерусское «Пещное действо» – литургическую драму, исполнявшуюся в православных соборах за неделю до праздника Рождества Христова.

Представление рассказывало о чудесном спасении трех отроков из огненной печи, в которую они были брошены Вавилонским царем Навуходоносором за отказ поклониться идолам. Главными героями действа были праведные отроки, спускавшийся «с небес» при помощи специального механизма ангел, нечестивый царь и его слуги - халдеи. Игрой актеров, полетом ангела, пением хора и сложными пиротехническими эффектами руководил протодиакон.

В древности во время Пещного действа три отрока пели ирмосы – церковные песнопения. Архивные исследования, осуществленные сотрудниками Музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки Мариной Рахмановой и Ириной Медведевой, показали, что Эйзенштейн и Прокофьев создали новые текст и музыку для Пещного действа.

Во 2-й серии «Ивана Грозного» в Пещном действе участвуют три отрока и халдеи. По сюжету фильма Митрополит Московский Филипп (Колычев) попытался использовать присутствие царя Ивана Грозного на Пещном действе в Успенском соборе Кремля, чтобы добиться отмены опричнины. «Как Навуходоносор жжешь, Иван, ближних своих огнем», - говорит Митрополит, обличая «языческие деяния» царя. Увлеченный действом маленький зритель - царевич Димитрий - думает, что взрослые - митрополит Филипп и царь Иван - играют в ангела и Навуходоносора. В напряженный момент, когда царский гнев обрушился на святителя, дитя показывает на взбешенного тирана и спрашивает: «Мамка, это грозный царь языческий?».

Здесь Эйзенштейн включает в кадр фреску Рождества Христова на стене собора. Сочетание образа Рождества Христова и Пещного действа напоминает об убиенных Иродом вифлеемских младенцах. И, как бы случайно, Эйзенштейн показывает царевича Димитрия рядом с Младенцем Иисусом и Божией Матерью. Первый сын Ивана Грозного Димитрий умер в младенческом возрасте (1552-1553). Возможно, эпизод с отроком Димитрием в контексте Пещного действа и Рождества Христова является художественной аллюзией на убиенного Димитрия Угличского (1582-1591) - последнего сына Ивана IV, причисленного Церковью к лику святых.

Объединяя Пещное действо, Рождество Христово, образы святителя митрополита Филиппа и страстотерпца царевича Димитрия, классик отечественного кинематографа создает своеобразную икону мученичества за веру.

Параллель с Пещным действом присутствует также в фильме «Александр Невский» (1938). Придавая фильму форму древнерусского церковного действа, Эйзенштейн использовал летописные сведения о сожжении крестоносцами православных детей в Снетогорском и Мирожском монастырях близ Пскова, а также исторический факт освобождения Александром Невским псковских детей-заложников, захваченных католическими монахами. Въезжая в освобожденный Псков Александр Невский берет на руки спасенных детей: святой воин подобен ангелу, спасшему отроков из огненной печи, в которую дети были ввергнуты врагами истины.

Присутствие церковной символики в фильмах, созданных в условиях жесткой атеистической цензуры, свидетельствует о неразрывной связи выдающихся явлений русской культуры с Православием.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz