Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

АВТОРСКИЕ ПРАВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ НА ГЛАЗАХ

Технический прогресс - благо безусловное, однако отнюдь не всеобщее. С приходом новых, более эффективных технологий кто-то лишается привычного способа заработка, вследствие чего считает необходимым этот самый прогресс остановить. Промышленная революция в Англии сопровождалась движением луддитов, громивших ткацкие машины. Сегодня звукозаписывающая индустрия в попытках защитить авторские права на музыку действует не столь прямолинейно, но вполне в луддитском духе. Будь ее воля, обладание MP3-плеером приравнивалось бы к незаконному ношению оружия.

Луддиты, между прочим, оставили после себя не только разрушенные фабрики, но и богатый фольклор, повлиявший даже на творчество Байрона. В те времена авторское право на музыку было защищено надежнее некуда: хочешь слушать - купи билет и иди на концерт, никаких тебе кассет или дисков. С появлением патефона, а затем и бытовых магнитофонов ситуация изменилась радикально. Копирование записей стало доступным всем и каждому, а цифровые аудиоформаты и вовсе осложнили дело. Они позволяют, во-первых, копировать запись любое количество раз без какого-либо ухудшения качества и, во-вторых, распространять их в интернете на горе правообладателям.

Американский закон о защите авторских прав в цифровую эпоху (Copyright Digital Millennium Act - CDMA), принятый при активном лоббировании Голливуда, студий звукозаписи и производителей программного обеспечения, с момента своего появления подвергался критике. Справедливой, как выяснилось в декабре 2002 года. Тогда присяжные полностью оправдали российскую компанию "Элкомсофт" по "делу Склярова". Нашего программиста, напомним, на основании CDMA зря обвинили в публикации доклада об уязвимости защиты электронных книг от копирования. Правило "копировать нельзя, потому что этого не хочет индустрия развлечений" не прижилось.

Контроль за незаконным копированием музыки в интернете предельно осложнился с появлением так называемых сетей "peer-to-peer" ("равный-с-равным"), они же "сети Р2Р". В таких сетях нет места централизованного распространения информации, каким является веб-сайт. Любой участник файлообменной сети Р2Р может получать и передавать записи другому.

Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA), оставив попытки использовать CDMA для борьбы с сетевыми пиратами, летом прошлого года прибегла к традиционным способам защиты авторских прав, предъявляя обвинение наиболее активным участникам обмена музыкой в интернете. Для выявления таковых применялись специальные, хотя и несложные технические методы контроля трафика. Это принесло успех - по некоторым оценкам, незаконный оборот аудиозаписей снизился в США на четверть. Теперь, как сообщает CNN, юристы RIAA пошли дальше. Они выявляют не только частных пользователей. По многим из 477 возбужденных в апреле судебных дел ответчиками выступают университеты и компьютерные центры.

До сих пор RIAA подала 2454 аналогичных иска, по которым лишь 437 ответчиков согласились выплатить компенсацию (в среднем $3000). Университеты же наверняка будут более покладисты. Ректор Мансфилдского университета (Пенсильвания) уже высказался в том смысле, что претензии RIAA должны быть удовлетворены. По сообщению Би-би-си, у руководства университетов есть веская причина проявить солидарность с RIAA: студенты столь интенсивно загружают каналы связи пересылкой музыкальных файлов, что это мешает академической работе.

Попытки RIAA призвать к ответу участников сетей P2P не принесли бы успеха, не предложи им IT-индустрия разумную платную альтернативу. Лучший пример - сетевой сервис iTunes компании Apple, которая продала за год более 70 миллионов песен. В каталоге сервиса сейчас 700 тыс. записей, доступных для загрузки из Сети по цене 99 центов.


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz