Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

КОФЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Кофе является вторым по популярности, после нефти, сырьевым товаром на международном рынке и самой крупной статьей сельскохозяйственного импорта США. Парадоксально, но еще до недавнего времени кофе, который пили американцы, считался знатоками если не самым невкусным в мире, то одним из самых низкокачественных. Однако ныне американский стиль потребления кофе завоевывает традиционные "кофейные центры " мира - Европу и Ближний Восток. При этом, среднестатистический американец пьет кофе намного меньше, чем, например, среднестатистический финн, швед или японец.

Первоначально кофе в США не получил широкого распространения. Америка, будучи британской колонией, предпочитала пить чай. Но в 1773 году в североамериканских колониях Британской Империи начались волнения, вызванные тем, что король Георг Третий установил налог на чай. Волнения стали причиной инцидента, получившего название "Бостонское чаепитие", когда колонисты, переодетые индейцами захватили несколько торговых судов в гавани Бостона и выкинули весь найденный на них груз чая в море. Это стало началом американской революции, приведшей к образованию независимых Соединенных Штатов Америки. Так как употребления ввозимого английским купцами чая пришлось отказаться, Континентальный Конгресс (предтеча нынешнего высшего законодательного органа власти США) провозгласил кофе официальным национальным напитком.

Однако кофе был дорог, и простые американцы предпочитали ему более дешевое пиво. Кофе на некоторое время стал напитком наиболее состоятельной и респектабельной американской публики. Однако постепенно он "пошел в народ" под влиянием трех несвязанных друг с другом процессов. Во-первых, в мире значительно выросло производство кофе, которое в 18 веке производилось, в основном, в Эфиопии, Аравии и Индии - лишь незадолго до этого была начата культивация в Бразилии, тропической Африке, Вест-Индии и на островах Индийского Океана. Во-вторых, процесс приготовления кофе был достаточно длительным и трудоемким. Поэтому благодаря изобретению машины для приготовления кофе-"эспрессо" стало возможным продавать кофе в предприятиях общепита, а изобретение растворимого кофе позволило включить его в семейный рацион. Третьим фактором, в результате которого , стал введенный в начале 20 века "сухой закон" - кофе на некоторое время заменил вино и крепкие напитки. Запрет на алкоголь в США был отменен, но привычка к кофе сохранилась.

Айтон Эллис, автор книги "История кафетериев", утверждает, что долгое время кофе, который пили американцы, был очень невысокого качества. "Кофейная" культура, которая на протяжении столетий развивалась на Ближнем Востоке, в Европе и Латинской Америке в США отсутствовала напрочь. Фактически, кофе использовался лишь для того, чтобы запить еду: в глазах американцев он стоял в одном ряду с . Впрочем и до сих пор кофе, вода или газировка были и остаются частью меню в ресторанах быстрого питания. Кофейные церемонии, в частности, неторопливые разговоры за чашкой хорошо сваренного кофе в Америке приняты не были. Мало кто тратил на чашку кофе более 5 минут. Американцы пили кофе, практически, "на бегу" и не были избалованы кофейным разнообразием. Впрочем, именно эта особенность американской кофемании привела к тому, что мир обогатился термоустойчивыми одноразовыми стаканчиками и подставками под стаканы в салонах автомобилей.

В 1971 году в Сиэтле была открыта маленькая кофейня под названием "Старбакс" (названа по имени одного из персонажей романа "Моби Дик" Германа Мелвилла). "Старбакс" сделал для американского кофе тоже самое, что McDonald's для другого достижения американской кулинарии - гамбургера. "Старбакс" стал новым национальным символом Америки и одним из наиболее успешных примеров глобализации изначально локального бизнеса. В результате, "Старбакс" ныне является крупнейшей в мире сетью кофеен, он завоевывает Европу и Ближний Восток - регионы мира с богатейшими кофейными традициями. При этом, маркетинговая идея "Старбакс" была импортирована именно из Старого Света.

Человека, который заставил США изменить кофейные привычки, зовут Говард Шульц, который начал работать в "Старбакс" в 1980-е годы. По данным американской писательницы Эллен Клери, автора книги "Изучение феномена "Старбакс", во время поездки по Италии Шульц был поражён изобилием видов кофе и изысканностью европейских кофейных ритуалов. Он решил внедрить итальянский опыт в США. При этом ему долгое время пришлось преодолевать сопротивление других менеджеров компании, которые были уверены, что итальянские привычки в США никогда не приживутся. Однако уже через два года стало понятным, что Шульц был прав: Сиэтл охватило "кофейное помешательство". За 30 лет рыночная капитализация компании выросла почти в 30 раз и достигла $15 млрд.

Секрет успеха "Старбакс" заключается не только в качественном кофе. Ховард Шульц дал американцам новую моду - "смотреть на кофе как на процесс, а не напиток". "Старбакс" провозгласил настоящий культ кофе. По образу и подобию "Старбакс", в США создаются всё новые и новые сети кофе-баров, которые придерживаются той же политики. Посетитель кофе-бара "нового поколения" обычно хорошо образован, начитан, следит за модой и имеет хороший вкус. Он стремится к комфорту и респектабельности. Всегда знает, чего хочет, как этого добиться. Выбирает качественный сервис. В кофейню он приходит отдохнуть, поработать или позаниматься в спокойной обстановке, пообщаться с друзьями, почитать газету или книгу. Кроме того, "Старбакс" оснащает свои кафе компьютерами, имеющими доступ в Интернет или предлагает подключать к Интернету ноутбуки посетителей.

"Старбакс" коренным образом изменил представление о кофе. По данным Национальной Кофейной Ассоциации США, еще в начале 1990-х годов среднестатистический потребитель кофе был крайне непритязателен. Ныне он придирчиво выбирает между десятками сортов. Если в 1991 году на всей территории США было всего 500 кафе, где готовили кофе для гурманов, то за десять лет их число увеличилось до 8.5 тыс.. Американцы стали пить больше кофе и предпочитают использовать большие стаканы. В 2001 году среднестатистический любитель кофе выпивал 3.1 чашки в день - в 2003 году уже 3.3 чашки. Если в 1960 году объем одной чашки кофе в среднем составлял 5 унций (141.7 грамм), то в 2003 году 8 унций (226.8 грамм).

При этом исследования свидетельствуют о том, что мужчины потребляют кофе чаще и больше женщин. Соотношение примерно такое: мужчины - 1.9 чашки; женщины - 1.4 чашки в день. Американцы и американки пьют кофе по различным причинам. По данным Национальной Кофейной Ассоциации США, женщины пьют кофе, чтобы расслабиться и поговорить, а мужчинам оно помогает сосредоточиться и качественно выполнить свою работу. 35% американцев предпочитает пить обычный чёрный кофе без добавок, остальные 65% предпочитают добавлять в кофе сахар, сливки или молоко. 70% всего кофе выпивается за завтраком. Самое большое количество кофейного сырья экспортируется в страны Европы и США, которые потребляют около двух третей кофе в мире. По данным различных статистических исследований, больше половины американцев выпивают хотя бы одну чашку кофе в день.

Американский исследователь Марк Пендергаст, автор книги "Различные причины: история кофе и как он изменил наш мир", считает, что кофе стал не только благом, но и проклятием человечества. Безудержное расширение кофейных плантаций привело к разрушению экосистем во многих регионах мира. Благодаря им исчезают леса и уменьшаются запасы питьевой воды. Распространение кофе стало причиной исчезновения многих мелких народов, которые были лишены привычной среды обитания. Кроме того, кофе, по данным Пендергаста, стал "топливом" нескольких революций и военных переворотов. К примеру, восстание против диктатора Сомосы в Никарагуа, закончившееся его свержением, начали крестьяне, в ужасных условиях работавшие на кофейных плантациях.

Однако нет гарантий, что человечество будет пить качественный кофе. Грегори Дикум, автор книги "Книга кофе", считает, что крупнейшие мировые производители кофе - такие как корпорации General Food, Nestle и Procter&Gamble - год от года ухудшают качество кофейного сырья, дабы повысить рентабельность своего бизнеса.

Факт На Тему

По данным Международной Кофейной Организации, в 2003 году в мире было произведено более 101 млн. 382 мешков кофе (традиционная мера измерения, в одном мешке - 60 кг кофейных зерен). Кофе производился в 51 стране мира. Однако крупнейшими мировыми производителями на протяжении последних десятилетий традиционно являются: Бразилия (в 2003 году почти 28.5 млн. мешков), Колумбия (11.7 млн.), Вьетнам (11.5 млн.), Индия (4.5 млн.), Эфиопия (4.3 млн.), Уганда (3.1 млн.) и Гватемала (3 млн.). Крупнейшими мировыми импортерами кофе в 2003 году были США (почти 23 млн. мешков), Германия (16.3 млн.) и Япония (6.9 млн.).

Источник: статья опубликована на сайте Washington ProFile

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz