Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ПОДУМАЙ ЗА НАС, О ТРАНЗИСТОР!

По мнению моего соседа, занимающего дачный домик неподалеку, искусственный интеллект – это как раз то, что нужно его секретарше. Он настаивает на этом, в очередной раз упустив, по ее нерасторопности, важный звонок или опоздав на встречу. Я всегда возражаю соседу: длинноногой фигуристой блондинке интеллект нужен меньше всего, тем более искусственный, тем более, что она и так ошеломляюще гибка...

Впрочем, речь немного о другом.

Искусственный интеллект, в самом настоящем понимании этого термина, подразумевает суррогатный, но конкурентноспособный относительно человеческого вид разума, «живущий», например, на компьютерной основе. За долгие десятилетия витания в умах исследователей идея создания «механического» носителя интеллекта поистрепалась, девальвировалась и, как может подуматься на основании анализа практических достижений, близка к своему закату.

Действительно, пока удалось создать лишь некие подобия, «обезьяньи имитаторы» человеческой разумной деятельности. Да, марсоходы, самостоятельно избегая тривиальных препятствий, автономно распахивают безжизненность пустынь Красной планеты, но для задания направления исследований все равно нужна человеческая команда с Земли. Да, полупроводниковые агрегаты, напичканные сотнями миллионов транзисторов, научились худо-бедно записывать текст под диктовку, но самая элементарная оговорка, понятная живому слушателю, сразу ставит их в тупик. Да, компьютер научили автоматически переводить слова с одного языка на другой, но полученные от такого «искусственного переводчика» перлы без правки живым знатоком языка по-прежнему годятся только для юмористической рубрики «Нарочно не придумаешь».

Технологические успехи «искусственных думателей» микроскопичны. Особенно явственно их незначительность проступает на фоне громады ожиданий от первоначальной идеи. Но никаких подвижек в достижении наиважнейшего аспекта искусственного интеллекта – понимания смысла нет, и не предвидится. Красивая идея опять провалилась? Вовсе нет – наоборот: успех огромен.

Просто не стоит попадаться на удочку и рассматривать идею Искусственного Интеллекта исключительно как технологическую концепцию. На самом деле, искусственный интеллект – явление идеологическое. Не беда, что идею постигли «прикладные неудачи». Тем сильнее, благодаря перебросу мыслительной энергии авторов на куда как более плодотворное поле, развивалась идеологическая сторона. Ведь именно на «теоретической базе» искусственного интеллекта возникло целое мировоззренческое течение. Концепция искусственного интеллекта допустила мысль о создании «нечеловеческого» разума, построила в атмосфере ожиданий вычислительных благ мираж необходимости поиска в этом направлении.


Сторонники фундаментальной идеи искусственного интеллекта искренне уверены, что цель существования Человечества – создать «компьютерный сверхразум», после чего «создателю» может прийти конец – наступит постчеловеческая эра. Но это, мол, не страшно – такова эволюция.

Все началось с фиаско в машинном переводе, и вот теперь человека рассматривают всего лишь как рядовую ступень развития некоторого сверхразума, того самого «компьютерного интеллекта», который и текста-то не понимает. Последователи строят планы на «кибернетическую эволюцию» [1]. Они ждут создания искусственного сверхразума, ждут наступления постчеловеческой эры и стараются ее приблизить [2]. Это новая религия, еще не стройная, но уже существующая.

В представлении «новых эволюционистов» сверхразум или сверхсущества «создаются» либо полностью искусственно, либо с использованием человека... в качестве детальки. В идеологическом плане идея искусственного интеллекта – опасная ересь, в чем-то отдающая человеконенавистничеством: ведь человек здесь лишь этап, даже сырье, вариант планктона, по сравнению со сверхсуществом, грядущим, чтобы его, человека, пожрать:

«Поскольку интеграция [в сверхсущество] может быть лишь добровольной, надо ожидать, что только часть, вероятно небольшая, человечества образует сверхсущества, большинство же останется в состоянии «человеческого планктона» [3].

Но не все так страшно. Опыт последних десятилетий все явственней показывает, что создание действительно разумных «суррогатных существ» нам не грозит: поиски искусственного интеллекта, настоящего, того, который «понимает смысл», может творить, постоянно попадают в тупики, а все успехи сосредоточились в смежных областях. Там, где само понятие «интеллект» применяется, скорее, по привычке, в переносном смысле, для обозначения примитивного подражания человеческому поведению, а не разуму.

Между тем, мировоззрение, возводящее мифическое существо с искусственным интеллектом в ранг цели существования человечества, наделает бед. Машины действительно совершенствуются; да, они не приобретают интеллект – но они становятся автономнее. Без человека любая машина бесполезна. Но однажды последователь культа «кибернетической эволюции», исключительно из благих побуждений, в порыве самопожертвования признав очередной суперкомпьютер «высшим существом», поручит ему то, что машине поручать нельзя, например - единолично, автономно управлять заводом по производству таких же компьютеров или промышленных роботов. То, что из этого выйдет, уже описано во множестве литературных произведений.

Вот впрок ли литература? Идеи о создании человеком сверхразума в том или ином виде были поданы к столу интересующихся альтернативными религиями «технарей» еще в шестидесятых годах прошлого века – соус, которым приправили блюдо, и назывался Искусственный Интеллект. К началу девяностых идеи приобрели размах, переродились, оформились в программные статьи. Интерес к ним не ослабевает и сейчас, причем интерес совсем не литературный. Вы верите в машинный Армагедон? И кто победит? А?

Вот секретарше моего соседа искусственный интеллект явно не нужен, ведь он, сосед, не увольняет ее уже второй год – наверное, для работы хватает естественных достоинств.

[1] «Кибернетический подход к эволюции», Валентин Турчин;
[2] «Технологическая сингулярность как ближайшее будущее человечества», Андрей Новоселов;
[3] «Кибернетический манифест», Валентин Турчин и Клифф Джослин.

Оригинал статьи, где вы можете отправить отзыв автору

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz