Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ПАЦИЕНТЫ НАСТУПАЮТ НА ПРАВА ВРАЧЕЙ

За последние годы иски пациентов к медицинским учреждениям и врачам стали привычными. О том, что думают по этому поводу врачи, недавно говорили на пресс-конференции, прошедшей в Москве. Свое исследование о правовых инструментах защиты врача представил на ней директор Уральского НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии доктор медицинских наук Николай Кунгуров.

Об одном из первых исков недовольного лечением пациента к врачам "Известия" рассказали в 1998 году. Тогда это было шокирующей новостью. Сегодня иски о возмещении материального ущерба и морального вреда на крупные суммы стали нормой повсеместно. Официальной статистики по количеству исков пациентов к медицинским учреждениям и врачам, правда, никто не ведет, а различные общественные организации и отдельные исследователи называют разные цифры, основанные на собственном понимании проблемы. И тем не менее очевидно: реалии последних лет существенно изменили представления больных о своих правах и обязанностях врачей.

- Увеличение числа жалоб и исков обусловлено не только и не столько ухудшением качества медицинской помощи, сколько внедрением рыночных отношений в медицинскую практику, а также активизацией деятельности адвокатских контор и юристов, делающих на этом свой бизнес, - считает профессор Николай Кунгуров.

За четыре последних года в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступило более 4,5 миллиона заявлений и жалоб на некачественную медицинскую помощь. Обоснованными было признано 58,7%, то есть более половины. В 2002 году в судах рассматривалось 232 иска, из них 168 решений было принято в пользу пациентов и 64 - в пользу врачей. Но это, по мнению ученого, говорит не о том, что остальные жалобы были необоснованными, а скорее о том, что большинство из нас, потребителей медицинских услуг, пока не умеет правильно обосновать и сформулировать свои требования.

Какие причины вызывают конфликты между врачами и пациентами? Чаще всего это плохое качество медицинской помощи: необоснованное проведение диагностических, лечебных или реабилитационных мероприятий, ошибочная тактика лечения, осложнение заболевания, использование технологий, не предусмотренных стандартами, нарушения врачебной этики, недостатки в ведении медицинской документации. Последняя причина, по наблюдению Кунгурова, возникала при разбирательстве почти 70% всех жалоб и заявлений. А для наших судов эта причина нередко является важным поводом для вынесения решения в пользу пациента. Все это, по его мнению, свидетельства того, что сегодня права пациента в России защищены гораздо лучше, чем права врача. В дальнейшем - по мере осознания пациентами своих прав - количество исков и жалоб будет только расти.

Собственный анализ содержания исков, предъявленных за полтора года (2002-й и 6 месяцев 2003 года) медикам Челябинской, Свердловской и Тюменской областей, позволил профессору Кунгурову сделать иные выводы. Он считает, что полностью обоснованными были лишь 30% исков, 50% относятся к спорным, потому что обусловлены редкостью, сложностью или сочетанностью патологии, а не ошибками или некомпетентностью врачей, а 20% являются полностью необоснованными. В числе этих исков и претензии от пациентов, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

В 2003 году в восьми регионах было проведено анонимное анкетирование 290 врачей высшей и первой категории со средним стажем работы в 20 лет. Все они относились к специальностям, которые вызывают наибольшее число исков, - гинекология, хирургия, травматология. 67% врачей отметили в своей практике ситуации, которые могли бы закончиться обращением пациента в суд. Но лишь у 9% они в действительности решались в суде, у 31% были урегулированы во внесудебном порядке, а в 27% случаев остались без внимания пациентов, хотя и осознаны врачами. Сами врачи оценили эти случаи как добросовестное заблуждение (76%), несчастный случай (18%) и как свою собственную вину (6%).

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Детский кардиолог в семейном докторе.
Hosted by uCoz