Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ "ГЛАВНОГО" УЧЕБНИКА

В последнее время учителей, издателей и родителей волнует проблема школьных учебников. "История" с учебником истории Долуцкого, отсутствие у прошлого Минобразования внятной политики в области учебного книгоиздания и, наконец, решение о том, что школа может пользоваться только учебниками с грифом министерства, - все это в конечном итоге приведет к введению единомыслия в школе и, возможно, к одному учебнику по каждому предмету (что "не вполне" вяжется с образовательными свободами, завоеванными в начале 90-х).

Руководители крупнейших издательств страны - члены ассоциации "Российский учебник" (среди них - "Академкнига/Учебник", "Просвещение", "Дрофа" и др.) - обратились с письмом к бывшему министру образования, председателю комитета Совета федерации РФ по образованию, науке, культуре, здравоохранению и экологии и к председателю комитета по образованию и науке Госдумы РФ. 17 марта авторам письма обещана встреча в Министерстве образования и науки. Сегодня мы публикуем фрагменты письма.

...В последнее время большая часть решений министерства и президиума ФЭС (Федеральный экспертный совет), в том числе от 4 февраля сего года, направлена на фактическое сворачивание модернизации образования и означает возврат к административно-командному, распределительному характеру управления образованием...

Сегодня каждый учитель, исходя из своего собственного профессионального опыта, темперамента, профессиональных подходов, своеобразия конкретного класса, региональных и национальных особенностей, выбрал "свой" учебник или образовательную систему... Выделение "главных" (?) учебников, да еще навязываемых из министерства, лишит большинство учителей предусмотренного законом "Об образовании" права выбора, перечеркнет их труд...
Постоянные изменения правил присвоения грифа (приказ № 81 от 1997 г., приказ № 449 от мая 2003 г., приказ № 2959 от 9 июля 2003 г., решения президиума ФЭС от 4 февраля 2004 г.) приводят к параличу не только процесс создания новых учебников, но и процесс доработки и совершенствования действующих. Предложенные сейчас изменения в процедуре получения грифа полностью зачеркивают возможность получения образовательными учреждениями качественной учебной литературы, реализующей новые стандарты, к 1 сентября 2006 года.

...Термин "апробация" появился в приказе министра № 81 от 1997 года, но до сих пор издатели самостоятельно организуют и финансируют реальную апробацию учебников с использованием пилотных площадок и мониторинговых исследований. Минобразование реально в этих процессах не участвует.

...Минобразование России последовательно боролось за построение комплектов учебников для начальной школы и линии для основной и старшей школы на единых методических и дидактических подходах. Предложенные механизмы грифования полностью разрушают это завоевание и дезориентируют профессиональное сообщество.

...Существенной проблемой остается вопрос о законности тотального отзыва грифа "Рекомендовано". С нашей точки зрения таких оснований реально не существует...

...Новые процедуры получения грифа значительно удорожают для издательств экспертизу учебников, что, конечно, увеличит поступления денег в Минобразование, но неизбежно вызовет увеличение себестоимости учебной литературы. Три "главных" учебника обязательно начнут диктовать высокие цены на рынке учебной литературы, т.к. выводятся из конкуренции.

В связи с вышеизложенным убедительно просим: определить понятные, долгосрочные правила взаимоотношений министерства и издательств в области издания учебной литературы. Позиция издателей предельно ясна. С принятием и введением в действие федеральных стандартов образования все предлагаемые учебники должны грифоваться на основе одного и единственного условия - соответствия стандарту... Нам представляется, что при сложившейся системе финансирования выбор учебников, закупаемых за региональные бюджетные деньги, - прерогатива и ответственность самих регионов. При этом нельзя лишать даже малый процент учителей вести учебный процесс с использованием федеральных учебников, соответствующих стандартам, закупаемых при дефиците бюджетного финансирования за родительские деньги.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz