Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ТАНКОВЫЙ КУЛАК

В 2004 году Российская армия впервые за последние 10 лет получит батальон (30 штук) модернизированных, а потому самых современных отечественных танков Т-90. В течение последнего времени подобные машины в основном поставлялись на экспорт в Индию. Закупка их пройдет в рамках выполнения гособоронзаказа на этот год.

- Враг не приедет к нам на танке, враг прилетит к нам на самолете или доставит оружие по воздуху, - заявил на одном из последних совещаний в Минобороны с участием президента Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов. - Сражений с участием многочисленных танковых армад больше не будет.

- Все так, - соглашаются специалисты, но тут же добавляют: - До тех пор, пока солдат не ступит на территорию противника, победы не будет. А для этого его "боевую работу" должны обеспечивать боевые бронированные машины...


Иметь или не иметь

Действия американских военных в Персидском заливе (и в 1991-м, и в 2003 г.), а также на Балканах и в Афганистане показали, что добиться значительных успехов можно и без применения танков - одними самолетами и ракетами. Этот способ ведения войны уже получил название "бесконтактный", то есть без непосредственного боевого соприкосновения войск с противником. С точки зрения бесконтактного способа танк - настоящий динозавр, не только не способный дистанционно воевать, но и живущий в условиях широкомасштабной войны несколько десятков минут с начала применения оружия. Правда, есть и другое мнение: танк - одно из эффективнейших средств ведения современной войны.

- Ни один другой вид вооружений не обеспечивает такой огневой мощи, мобильности и защиты человека, как танк, - говорит начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны с 1996 по 2004 год Сергей Маев. - Танк комплексирует все то, что есть на вооружении у других родов войск. И может вести боевые действия автономно практически на любой местности, во всех географических и климатических зонах независимо от времени суток и погоды. Танк одновременно является средством обороны, а также средством поддержания любого вида войск при овладении населенными пунктами или какой-то территорией. Это мощнейшее средство для ведения контактного боя с поражением противника огнем прямой наводкой.

- Совершенно очевидно, - говорит генерал, - что танкам больше не придется участвовать в таких сражениях, как Прохоровская битва, когда за несколько часов было уничтожено несколько тысяч танков с обоих сторон. - Но в то же время танк сохранил и сохраняет свою роль как одно из эффективных средств ведения войны. Он может решать любые задачи как в составе любой группировки войск и сил, так самостоятельно: выполнять функции разведчика с одновременным поражением противника на дальностях до 7 км, поддерживать своим огнем другие рода войск, сопровождать пехоту в наступлении. Танковые подразделения могут решать задачи самостоятельно, в отрыве от основных сил, в рейдовых действиях в тылу противника. И совершенно не случайно, что в новой концепции использования ВС США бронетанковая техника рассматривается как главная составляющая сухопутных группировок. Для этого американцы создают специальные машины с большой авиатранспортабельностью на базе БТР Lav-3. Доля танковых подразделний в сухопутных группировках армии США составляет 50 процентов, а в Великобритании 75 процентов.

О роли танков в современном конфликте говорят и другие факты: во время антитеррористической операции в Афганистане Северный альянс очень помог наступающим войскам англо-американской коалиции старыми танками советской постройки Т-54 и Т-55. На них легла "грязная" работа - зачищать территорию после того, как по ней был нанесен авиа- и ракетный удар. Без их огневой поддержки задачи "точечного" подавления противника было бы просто не решить. Недавно о танках вспомнил и министр обороны ФРГ Петер Штрук, который решил направить в Афганистан 8 легких танков "Визель" для охраны военнослужащих бундесвера в провинции Кундуз. Израиль регулярно привлекает танки для наведения порядка на палестинских территориях. Все это доказывает, что танк не исчерпал себя ни в масштабных, ни в локальных войнах.


Броня крепка и танки наши быстры

По официальным данным на 1 января 1996 года, после выполнения требований Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в Российской армии насчитывалось около 24 тысяч танков. Сорок процентов из них современные: Т-72Б, Т-80Б, Т-80У и Т-90, остальное - надежные, но уже морально устаревшие Т-55, Т-64. В начале 80-х их было 67 тысяч - больше, чем в любой другой стране мира. По своему техническому уровню они тогда превосходили танки НАТО: комплекс управляемого вооружения и автомат заряжания позволили сократить экипаж до трех человек (на западных машинах - четыре), простые и надежные в эксплуатации, танки могли стрелять как обычными снарядами, так и противотанковыми ракетами с лазерным наведением - прямо через ствол.

Еще одним достоинством наших машин был низкий силуэт и малый вес. Т-90 весит 46,5 тонны - на 12 тонн меньше, чем его конкуренты: французский Leclerc, немецкий Leopard-2; на 10,7 тонны меньше, чем американские Abrams M1A1 и M1A2; на 16 тонн меньше, чем английские Challenger-1 и Challenger-2. "Низкорослость" позволяла делать наши танки не только малозаметными на поле боя, но и, как шутят танкисты, "по железной дороге путешествовать по всей Европе". Иностранные танки на платформах перевозить нельзя - они цепляются башнями за верхние края железнодорожных туннелей.

На танке Т-80 впервые в мире были установлены газотурбинный двигатель мощностью в 1000 лошадиных сил (на американском Abrams M1A2 газотурбинный двигатель AGT-1500 появился только в конце 90-х) и резинометаллические гусеницы. Он развивал скорость до 80 километров в час и, хотя расходовал топлива в два раза больше, чем дизель, мог воспользоваться любой автозаправкой - одинаково хорошо работал как на солярке, так и на бензине, керосине и на их смесях в любой пропорции. Сделано это было для того, чтобы в случае чего наши танки могли за время одной армейской операции (несколько суток) одним мощным, все сокрушающим ударом сломить оборону противника и прорваться из Группы советских войск в Германии к проливам Ла-Манш и Гибралтару.

В странах НАТО сегодня более 30 тысяч танков, в том числе более 15 тысяч - в Европе. Половина из них - самые современные модификации, которые превосходят российскую технику по мощности бронебойно-подкалиберных снарядов, наличию тепловизионнных приборов, что позволяет применять оружие в любое время суток, более высокой точности стрельбы, а также повышенной живучести и интеграции в систему управления тактического звена.


Гроб на гусеницах

Главный недостаток современного танка в том, что без дополнительных систем наблюдения и целеуказания он слеп и беспомощен. Ни одна боевая машина, какой бы надежной ни была ее броня и встроенная в корпус динамическая защита, не может уберечься от спрятавшегося в кустах гранатометчика, от закопанной на дороге противотанковой мины с дистанционным радиовзрывателем, от залпа реактивных систем типа "Смерч" или "Ураган", чьи снаряды обладают способностью "планировать" на инфракрасный выхлоп двигателя.

Для танка очень важно непрерывно получать информацию о том, что происходит на поле боя и за его пределами, а также иметь безукоризненно точное целеуказание. Получить все это он может только "извне": от вертолетов, "висящих" над районом военных действий, от беспилотных разведывательных аппаратов (БПЛА), обследующих маршруты выдвижения колонн и прилегающие к ним местности, от других боевых машин: БМП, БТР и БМПТ (боевых машин поддержки танков) и радиолокационных станций. Для успешного танкового удара необходимо взаимодействие с сопровождающей их пехотой и слаженная работа приданных, поддерживающих и обеспечивающих подразделений: артиллерии, авиации, мотострелков.

Из-за того что всего этого не было, например, в ходе штурма Грозного в ночь на 1 января 1995 года, в тесных городских кварталах, на подступах к железнодорожному вокзалу была расстреляна в упор 131-я Майкопская бригада, сожжено около 50 танков и боевых машин, погибло до сотни солдат и офицеров.

- Отдавая долг памяти погибшим, хочу сказать, - говорит Маев, - что все это произошло еще и из-за недостаточной опытности командиров, которые не смогли правильно организовать бой, имея безусловное превосходство в силах и средствах над противником. Это урок не прошел для нас даром. Взамен Майкопской бригады в Чечню была направлена 161-я мотострелковая бригада. Ее командир воевал в Афганистане - имел боевой опыт и представление о том, как и где должны применяться танки. В результате с января до июня 1995 года его бригада вообще не имела потерь бронетанковой техники. А во вторую чеченскую кампанию потери бронетанковой техники у нас были вообще незначительны - 10 машин (это составляет всего 10 процентов от потерь первой чеченской кампании. - "Известия").

Кроме боевого опыта есть еще и чисто технические особенности ведения современного боя с использованием танков. Например, как говорят в ГАБТУ, если бы наши машины сопровождали вертолеты или созданная на Уралвагонзаводе на базе танка Т-72 многофункциональная боевая машина поддержки танков, исход городского боя мог бы быть иным. Конструкторам БМПТ удалось одновременно разместить на ней спаренный блок автоматического артвооружения - две 30-миллиметровые пушки, четыре пусковые установки управляемых противотанковых ракет, пулемет типа "Корд", два автоматических гранатомета. Благодаря этой огневой мощи машина способна "достать" на дальности до 5 тысяч метров и танк, и "сверхзащищенную" долговременную огневую точку. По словам военных, боевая эффективность одной БМПТ превосходит два мотострелковых взвода - 6 БМП и около 40 человек личного состава.

Во время демонстрации БМПТ на выставке в Нижнем Тагиле машина вызвала восторг у представителей делегации Израиля. Они даже высказали желание немедленно купить партию БМПТ, чтобы заменить малоприспособленные для действий в городских условиях свои танки "Меркава". Правда, в последний момент израильтяне передумали - решили самостоятельно разработать БМПТ.

Нет пока на наших машинах и разработанной в коломенском КБ системы активной защиты танков - комплекса "Арена". Это устройство, расположенное вокруг башни танка, автоматически перехватывает все подлетающие к нему управляемые и неуправляемые противотанковые средства. Причем может работать даже тогда, когда вместе с техникой в бой идут и мотострелки. Главное, чтобы человек не подходил к "броне" ближе двух метров.

- БМПТ заканчивает в этом году испытания, - говорит Маев. - После этого мы ее в обязательном порядке начнем закупать. С учетом возможностей новой машины предполагается изменить и тактику ведения танкового боя. В поле одна БМПТ будет применяться с двумя танками. В городе - две БМПТ и один танк. БМПТ может использоваться как высокомобильное средство огневой поддержки подразделений быстрого реагирования по типу американской Lav-3.

Но главная деталь, без которой танк - "гроб на гусеницах", - бортовая информационно-управляющая система (БИУС). Этот компьютер не только диагностирует состояние всех агрегатов танка, но и может получать в реальном времени информацию с вертолетов, БПЛА и даже самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и с помощью этих данных "руководит" действиями экипажа на марше и в бою. Впервые БИУС была показана на той же выставке в Нижнем Тагиле три года назад и очень заинтересовала конструктора американского танка "Абрамс" Филиппа Летта. Видно, с его "подачи" в госкомпанию "Рособоронэкспорт" поступило письмо с просьбой продать фирме "Дженерал дайнемикс" - производителю танка "Абрамс" - сотню комплектов "Арены" и специального маскировочного полотна "Накидка", защищающего бронетехнику от всевидящего ока спутников и станций радиолокационного наблюдения. Наши подумали и отказали.


Дедовским способом

Почему же наши танки не оснащаются новейшим оборудованием? Дело не только в деньгах. Проблема в том, что применение подобных современных систем, и в частности БИУСов, потребует кардинального изменения тактики и даже стратегии применения Российской армии. Потребует обучить военачальников планировать, а командиров - применять на практике возможности техники. А к этому Российская армия, по-видимому, еще не готова.

Фактически это подтвердили и прошлогодние учения 20-й дивизии Северокавказского военного округа, проходившие под Волгоградом. За ними наблюдал министр обороны Сергей Иванов. Тогда в ходе общевойскового боя в атаку было брошено более 8 тысяч военнослужащих и 1,5 тысячи танков, БМП, вертолеты и самолеты. Однако ни одно из подразделений не использовало высокоточных систем оружия, не применялись электронные системы разведки, целеуказания и автоматического управления боем - все то, без чего, по мнению Сергея Иванова, современной армии попросту быть не может. Над полем боя не летали БПЛА. Хотя в той же Чечне они используются уже давно. Не привлекали к работе и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. А если бы они и появились, принять сигнал с них было бы нечем и не на что. Танковые колонны шли в бой без информационного взаимодействия со штурмовой авиацией и вертолетами. Мотострелки и танкисты заранее знали, в какой момент будет нанесен удар с воздуха, - бронетехника останавливалась, давая возможность летчикам отработать свои задачи, затем движение продолжалось. Сегодня трудно представить, что в реальном бою противник даст хоть минуту передышки наступающим частям. Это очень хорошо продемонстрировали американцы в Ираке, когда легко разбили два элитных бронетанковых подразделения иракской армии, вступивших в бой без необходимой в таких случаях поддержки других подразделений армии.


Мотор для профессионала

Среди специалистов спор вокруг облика танка будущего ведется по трем основным проблемам: какой двигатель на него устанавливать - дизельный или газотурбинный, как повысить прочность брони и мощность боезапаса.

Газотурбинный двигатель (ГТД), установленный на Т-80, превосходит дизельный по трем параметрам: запускается в любой мороз, вплоть до минус 40 градусов, за три минуты (для дизеля норматив - 30 минут, его надо сначала "подогреть"). Это обусловлено тем, что в ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Во-вторых, у ГТД лучшая приемистость, чем у дизеля. А это дает огромный выигрыш при маневрировании на поле боя. В-третьих, танк с ГТД легче ремонтируется: для замены силового блока с ГТД требуется не более четырех часов, для замены же дизеля - в 2-3 раза больше времени. Правда, ремонт ГТД требует его полного демонтажа и отправки на завод-изготовитель - в полевых условиях из-за сложности его конструкции починить его практически невозможно. Дизель, напротив, из-за простоты чинится везде. Главный недостаток ГТД - высокий расход топлива: на 20-30 процентов больше, чем у дизеля. Другой недостаток - более высокая трудоемкость (а следовательно, и стоимость) его изготовления.

Именно поэтому основу экспорта российских танков составляют дизельные машины. В Индии, Иране, Ираке, Египте, Вьетнаме, Ливии, Сирии и даже в Израиле около 10 тысяч наших Т-72 - все с дизельными двигателями. Недавно Москва закончила выполнение контракта на поставку Дели 320 новейших Т-90С, опять же дизельных. В то же время газотурбинных Т-80У Россия смогла продать только около 100 штук: Южной Корее и Республике Кипр.

- Газотурбинный двигатель очень хорош, - признают в ГАБТУ, - но он более требователен в обслуживании. Его нельзя доверять солдату-срочнику. Это техника для профессионалов-контрактников. В Америке они есть, у нас только-только появляются. Возможно, что тогда мы снова вернемся к вопросу оснащения наших танков ГТД.


Мобильный терминатор

- В ближайшие 20 лет кардинального изменения облика наших, да и западных, танков не ожидается, - говорит генерал Маев. - Сейчас мы идем по пути модернизации и повышения боевой эффективности имеющихся танков. Но это не означает, что мы не заглядываем в будущее.

Современный танк - это не только двигатель, броня и снаряды. Это универсальная платформа, способная нести на себе артиллерийское и ракетное вооружение, решать широкий спектр задач борьбы как с наземными бронированными, так и с воздушными целями. Но главной деталью этого стального терминатора должен быть компьютер, интегрированный в единое для всех систем вооружения и техники на поле боя - бронетанковой, авиационной, космической - разведывательно-информационное пространство. Именно электронная начинка будет определять облик и возможности танка будущего. Пока этого нет в наличии ни у зарубежных, ни у отечественных танков - даже у "секретной" разработки нашей оборонки "Черный орел".

Однако, по словам Маева, будущее не за горами. Экипаж танка в скором времени будет сокращен с трех до одного человека, а затем танки вообще станут полностью роботизированными машинами.

Привычную пушку заменят устройства, работающие на новых физических принципах: электротермические или электрохимические, возможно, и лазерные установки. Проблема пока в одном - все прототипы этих систем имеют очень большие размеры и вес, из-за чего попросту не могут быть установлены на танк.

Уже идет работа над созданием новых типов брони - электромагнитной. Конструкторы решают - будет это некое силовое поле, способное задержать подлетающие к танку ракеты и гранаты, как это сейчас показывают в фантастических фильмах, или же наэлектризованная броня. Ее состав, кстати, также изменят. Вместо стальных пластин в метр толщиной придут композитные материалы - легкие, но неимоверно прочные. На замену механическим и гидромеханическим трансмиссиям придут электрические - аналогичные тем, что сейчас устанавливаются на прототипах дорогих представительских автомобилей. Все это позволит повысить управляемость машины и снизить ее вес до 20-30 тонн. Благодаря этому танки станут еще более мобильным (с точки зрения переброски авиацией) средством огневой поддержки сухопутных подразделений в любых военных конфликтах - от локальных до континентальных.


Заводы - производители танков в СССР

Выпуском танков в Советском Союзе занимались 5 предприятий: "Уралвагонзавод" в Нижнем Тагиле, Омский завод транспортного машиностроения, ленинградский "Кировский завод", Челябинский тракторный и Харьковский завод тяжелого машиностроения. Суммарный объем их производства в середине 80-х гг. достигал 3200 штук в год. Сегодня выпуском танков в России занимается только "Уралвагонзавод". Из-за экономических перипетий последнего времени омский "Трансмаш" практически утратил возможность строительства бронетанковой техники.

Летающий танк

Самый современный российский танк Т-90 (помимо поставляемых в этом году 30 машин в войсках уже эксплуатируется более 200 таких танков) имеет четырехтактный многотопливный 12-цилиндровый дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. с жидкостным охлаждением. Установка этого двигателя позволила иметь у танка Т-90 самую большую удельную мощность двигателя у танков данного типа в мире. Это позволяет машине успешно передвигаться как по шоссейной дороге, так и по пересеченной местности со скоростью до 70 км/час на дальность свыше 500 километров без дозаправки. Т-90 способен преодолеть водное препятствие глубиной 5 метров, ров шириной 3 метра, вертикальную стену в 1 метр высотой. За эту прыгучесть танк прозвали "летающим". Под силу ему преодолеть подъемы и спуски углом в 30 градусов.

На танке установлен автоматизированный комплекс управления огнем с дальностью распознавания цели до 1500 метров. Благодаря тепловизору Т-90 стал более "зрячим": и днем, и ночью в прицеле видны не только бронированные цели, но и люди на дистанции в 3 км. Поражение целей гарантирует 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М, оборудованная автоматом заряжания. Благодаря "стабилизатору" наводчик-оператор надежно держит цель независимо от того, стоит танк или движется, и его выстрел в 99 случаях из 100 окажется точным. Боекомплект танка - 43 бронебойных подкалиберных, кумулятивных или осколочных боеприпаса.

Но, пожалуй, самая большая изюминка вооружения Т-90 - возможность ведения огня не только по наземным целям, но и по воздушным. Для решения этой непростой даже для специальных зенитно-ракетных комплексов задачи в машине применен комплекс управляемого ракетного вооружения "Рефлекс". Эта ракета выстреливается из ствола танковой пушки и управляется в полете на дальности до 5 км с помощью лазерного луча. В качестве вспомогательного вооружения на Т-90 используются спаренный с пушкой пулемет калибра 7,62 мм и зенитно-пулеметная установка калибра 12,7 мм.

Вся эта огневая и ходовая мощь спрятана под многослойной броней. О ее крепости можно судить по испытаниям Т-90 в пустыне штата Раджастхан в Индии, где индийцы обкатывали машины, перед тем как принять решение об их покупке. В испытания входил и обстрел снарядами калибра 125 мм практически в упор, с дистанции менее чем в 100 метров. Результат вызвал у индийцев приступ восторга - у Т-90 оказался поврежден только верхний слой брони, что никак не влияет на работоспособность основных систем танка и не опасно для экипажа машины. Лобовая часть танка Т-90 укрыта динамической защитой - принцип ее действия заключается в том, что при попадании снаряда взрывчатое вещество, входящее в состав защиты, детонирует и встречным взрывом компенсирует разрушающее действие снаряда.

Но и это еще не все возможности по самообороне танка. Т-90 - первая машина Российской армии, на которой установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1". Он защищает машину от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с полуавтоматической системой наведения, создавая помехи системам управления оружием с лазерным целеуказанием, а также лазерным дальномерам.

Действие этой системы было тоже наглядно продемонстрировано индийским специалистам. На территории 38-го НИИ бронетанковой техники, расположенного в подмосковной Кубинке, был проведен учебный бой, в ходе которого Т-90 "попал в засаду". По новенькому, буквально несколько дней назад сошедшему с конвейера завода танку был произведен пуск ПТУР. В считанные доли секунды после попадания лазерного луча дальномера "противника" автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса. Следом за ним по Т-90 были выпущены две противотанковые ракеты "Фагот". Но и они не достигли цели. Помимо этого на танке установлена система электромагнитной защиты от мин (СЭМЗ), способная дистанционно подрывать противотанковые мины, находящиеся на пути следования машины.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz