Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ. ТРИЖДЫ АДМИРАЛ

Продолжение. Начало статьи читайте здесь.

В 1953 году после смерти Сталина вновь произошло спешное слияние двух военных министерств, и министр ВМФ стал первым замом министра обороны. Как и в 1946 году, его права были вновь урезаны и флоты были выведены из подчинения Кузнецова. Первый замминистра обороны по флоту, подписав какой-нибудь серьезный доклад министру, ждал отзыв какого-нибудь полковника или капитана первого ранга из аппарата министра, на основании которого и решалась судьба документа.

В новом положении о министре обороны было сказано, что в военное время он становится Главнокомандующим. На себя такую ответственность Н.С. Хрущев, ставший первым секретарем ЦК КПСС, брать не захотел. Николай Кузнецов выступил против, так как считал, что во время войны руководство на себя должно брать самое авторитетное лицо в государстве. Министром обороны был в это время Булганин, с которым у Кузнецова отношения были испорчены давно. И все же несговорчивого адмирала пытались приручить.

В апреле 1955 года он получил маршальскую Бриллиантовую звезду.

Полный планов, он принялся за разработку второй послевоенной десятилетки строительства флота на 1956-1965 годы. Наряду с созданием атомных подводных лодок и надводных кораблей с ракетным оружием она предусматривала строительство авианосцев и десантных кораблей. Кузнецов стремился создать сбалансированный океанский флот. В 1954 году Главком утверждает проект оснащения подлодки Б-67 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В этом же году он подписывает задание на перевооружение крейсеров проекта 68-бис зенитным ракетным комплексом С-75 и ракетным противокорабельным комплексом "Стрела", прототипом высокоточного оружия, которого не было у американских ВМС.

По подсказке Булганина Хрущев выступил против крупных кораблей, тем более авианосцев. Он считал, что все задачи флота решат стратегические подлодки. Кузнецов высказал свое возмущение безответственным отношением к флоту со стороны руководства страны. Кроме того, он попался в ловушку царедворца Булганина, который доверительно поинтересовался его мнением о назначении Г.К. Жукова министром обороны. Кузнецов высказал пожелание, чтобы Георгий Константинович более объективно относился к флоту. Естественно, Булганин передал Жукову, что Кузнецов против его назначения. На первой встрече после своего назначения Жуков спросил Кузнецова: "Так Вы были против моего назначения? Я Вам этого никогда не прощу". Много раз Кузнецов пытался объясниться с Жуковым, рассказать о нуждах флота. В ответ получал грубости. К одному из докладов Николай Герасимович готовился серьезно, с картами, уговорил Жукова выделить на беседу несколько часов. Через 15 минут после начала встречи Жуков начал бесцеремонно зевать, а через полчаса попросил оставить все документы в Генштабе, "чтобы детально с ними ознакомиться". Вернувшись к себе, Кузнецов понял, что нужды флота ему не отстоять. Тяжелая служебная обстановка обернулась инфарктом. Николай Герасимович написал заявление с просьбой о переводе на другую работу. Жуков предложил назвать кандидатуру на должность первого зама, который мог бы заместить на время болезни Главкома. Николай Герасимович назвал командующего Тихоокеанским флотом С.Г. Горшкова. Но министр не хотел, чтобы Кузнецов ушел сам. Он должен был уволить его. И вот представился случай.

Гибель "Новороссийска"

29 октября 1955 года от взрыва неизвестного происхождения в Северной бухте Севастополя на 18-метровой глубине затонул линейный корабль "Новороссийск". Катастрофа унесла жизни 608 моряков. До сего времени среди морских специалистов нет единого мнения о причине гибели флагманского корабля Черноморского флота.

Из-за отсутствия пожара взрыв приняли на флоте за "бытовое ЧП" и не объявили тревоги по военно-морской базе. Это привело к запоздалым действиям по спасению линкора. Сразу же после взрыва в огромную пробоину в 150 кв. м хлынули потоки забортной воды. Оставшийся за командира старпом принял меры по сохранению на плаву сильно поврежденного линкора, погружающегося носом в воду. Экипаж самоотверженно выполнял команды. Но с прибытием на борт руководителей флота и эскадры обстановка изменилась в худшую сторону. Непрофессиональными действиями они только мешали офицерам исполнять свои обязанности при аварии согласно корабельному уставу. Адмиралы элементарно забыли распорядиться, чтобы моряки надели спасательные пояса, и отказали старшему помощнику командира в разумном предложении отбуксировать корабль на береговую осушку в бухте. Ничего не предприняли горе-начальники для вывода из трюмов матросов и офицеров нижней команды. Погибая в чреве корабля, те пели "Варяга"...

Приняв большие массы воды, линкор с креном перевернулся вверх дном и ушел под воду в родной бухте. Правительственная комиссия определила, что "Новороссийск" подорвался на якорной стоянке от проснувшейся немецкой мины периода Великой Отечественной войны. Противники официального документа по расследованию катастрофы отмечали, что из около 30 выловленных фашистских мин на подходах к Севастополю после войны ни одна из них не оказалась боеспособной. Специалисты минного дела были убеждены в негодности их электробатареек. Без перезарядки они не могли оставаться боеготовыми через десять и более лет.

Окончание - в следующих "Военных страницах".

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz