Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

КНИГИ: КРОССВОРДО-ДОНЦОВСКИЙ ПЕРИОД

Раньше любой вагон метро, а уж тем более электрички, смело можно было назвать «избой-читальней на колесах». Читали все – от первоклассника до пенсионера. Читали всё – от Пушкина до учебника по растениеводству. Сегодня произведения классиков заменили «нетленки» от пугающих своей плодовитостью Донцовой и Ко, а учебные пособия - кроссворды, с набором «вечных» вопросов для склеротиков («по вертикали - спутник Марса – пять букв» и т.п.). Это - в лучшем случае. Обычно же чтение заменяет остекленевший взгляд, банка со слабоалкогольным напитком или сотовый телефон с будоражащим воображение набором функций.

Страна потеряла своих читателей. И, что самое обидное, фактически полностью перестала читать молодежь. Можно говорить об упадке культуры, о социальной катастрофе постперестроечных лет, о культе ценностей «дикого капитализма». Чаще всего обобщают, вешая очень удобный ярлык «потерянное поколение». Удобный для людей, не привыкших сочетать дела со словами. Ведь чтобы изменить ситуацию к лучшему, надо если не действовать, то хотя бы предлагать пути выхода.

Один из самых болезненных вопросов сегодня – обеспечение потенциального покупателя необходимым ассортиментом книг. Раньше практически в любом уголке «единого и нерушимого» этот ассортимент имелся. Более того, провинциальные букинистические магазины могли иногда удивить даже привыкшего к изыскам столичного гостя. Сейчас при наличии огромного количества всевозможных издательств полноценно функционирующей системы распространения их продукции нет. Львиная доля издателей действуют по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», выходя на покупателям своими силами. Речь не идет, конечно, о «лидерах за явным отрывом» - таких, как масскультурные издательства «ЭКСМО» и «АСТ» или производители учебной литературы «Просвещение» и «Дрофа». Данная проблема в основном бьет по издательствам «второго плана» (но, заметьте, не «второго сорта»), которые не имеют реальной связи с покупателем.

Единственной возможностью представить свой «товар лицом» для «середнячков» книгоиздательства являются масштабные выставки. При отсутствии мощной госсети распространения, именно книжные ярмарки взяли на себя большую часть ее функций. Но встает другая проблема. Участие в подобных «фэшн-показах» - удовольствие дорогое, далеко не всем по карману. Вот и получается, что большинство выставок приобретают характер «закрытых тусовок». Как разорвать порочный круг?

Не раз приходилось слышать, что поддержка среднего и малого бизнеса является приоритетной в государственной политике России. Но воплощением данной идеи в жизнь занимаются очень ограниченное количество организаций. Одна из них – Ассоциация книгоиздателей России (http://aski.ru). Основным направлением деятельности Ассоциации книгоиздателей является защита общих прав и интересов российских книгоиздателей, координация их деятельности по созданию условий для практического осуществления программ развития и совершенствования отечественного книгоиздания. АСКИ активно приглашает в свои ряды, предлагая взамен реальную помощь развивающимся издательствам.
Заключается она и в возможности бесплатного участия в книжной выставке самого высокого ранга. Издатели, являющиеся членами АСКИ, работают на коллективном стенде, объединенном одной тематикой. Внушительное количество участников стенда и незначительная стесненность в пространстве может отталкивать. Но в данном случае «минусы» становятся «плюсами»: появляется возможность оперативного знакомства с колле-гами и будущими партнерами по бизнесу. Да и потом о каких неудобствах может идти речь, если главная цель – шанс получить, наконец-то, своего покупателя – предоставлен. Анонсы книжных выставок и ярмарок постоянно размещаются на доске объявлений официального сайта
Ассоциации. Повторюсь, пример АСКИ является скорее исключением. Но – приятным.

Мы давно потеряли титул «самой читающей страны». Неизвестно, когда мы его вернем и вернем ли вообще. Не очевидно, также, что надо прилагать максимальные усилия к возвращению на прежние «имперские» позиции в поголовном чтении. Но необходимость в разумном доступе к своему читателю у издательств разного калибра - очевидна. А иначе не будет никакой.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz