Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ОДИН ШАГ - ОТ ЛУКРЕЦИЯ ДО ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ...

В МГТУ имени Баумана прошла 8-я Российская научная и инженерная выставка "Шаг в будущее" - общенациональный научный форум, в котором участвуют лауреаты региональных и российских научных мероприятий, победители открытого конкурса исследовательских проектов. На выставку для конкурсного отбора было представлено 124 работы, отобрано - 60. А всего участников - 71 человек.

Каждый день ребята из 19 субъектов Российской Федерации - старшеклассники и студенты первого и второго курсов демонстрировали свои проекты из области естественных, социальных и гуманитарных наук, техники, инженерного дела и информатики, медицины и здоровья. Темы самые разные и часто весьма актуальные. Например: "Экспериментальное обоснование безопасных методов обеззараживания воды плавательных бассейнов" (Киров), "Характеристика генных болезней населения республики Карелия" (Петрозаводск), "Вятский след великой армии Наполеона" (Киров), "Система безопасности от взрывов газа" (Красноярск), "Малогабаритный универсальный трактор с техническим оборудованием" (Иркутская область). Но были и темы узкоспециальные. Одиннадцатиклассник из Калуги представлял работу "Исследование метода калибровки индикатора электростатических полей", а его ровесник из Пскова - филологический труд "Функция мифологического образа Геракла в книге V поэмы Лукреция "О природе вещей". Вот такие работы!

Победители выставки рекомендованы в Национальные делегации России на 16-е Соревнования молодых ученых Европейского союза, которые пройдут в ирландском Дублине в конце сентября; на международную научную и инженерную выставку Intel ISEF (Портланд, Орегон), на Лондонский международный молодежный научный форум и на Европейскую научную выставку "Экспо-наука" ESE 2004, которая состоится летом в Дрездене.

Николай БАЖИТОВ, Денис СЕРКОВ:
"Физика - это только хобби"


Коля БАЖИТОВ и Денис СЕРКОВ из школы № 7 города Красноярска изобрели новый прибор "для выделения инфракрасного излучения из общего спектра электромагнитных волн". Они привезли его на выставку "Шаг в будущее" и подробно рассказали обозревателю "Известий" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ о том, как он устроен, зачем они его изобретали. И еще о том, что физика - это только их хобби.

Денис СЕРКОВ: - В прошлом ученые изучали зависимость инфракрасного излучения, выделяемого нашим организмом, от морального состояния и здоровья человека. Прочитав эти работы, мы заинтересовались и решили найти свой способ получения инфракрасного излучения. Наш прибор - "скрещенные" поляроиды - как раз и предназначен для этого. Дело в том, что в школах обычно нет специальной аппаратуры для выделения инфракрасной части спектра: его достаточно тяжело купить. И мы решили попробовать выделить инфракрасное излучение из общего спектра электромагнитных волн, используя не предназначенные для этого "скрещенные" поляроиды (далее следовало подробное научное описание работы).

- Можно сказать, что это совершенно новый способ выделения инфракрасного излучения?

Коля БАЖИТОВ:
- Да. Раньше это делали с помощью "черного стекла". Но такой прибор очень громоздкий, его сложно найти. А у нас главную роль играют маленькие пленочки. По идее наш прибор может поместиться в спичечном коробке. Мы придумали новую конструкцию фильтра для выделения инфракрасного излучения. А что касается сфер его использования, то это может быть, например, медицина. Многие болезни еще в инкубационном периоде можно обнаружить благодаря выделению человеком инфракрасного излучения.

Или прибор можно использовать в промышленности: на заводах тоже есть приборы с использованием инфракрасного излучения. Превышение допустимой дозы может принести большой вред. Нашим прибором можно регистрировать эту дозу (нормальна она или превышена). Еще наше "изобретение" можно использовать в качестве сигнализации: при пожаре инфракрасное излучение выделяется непосредственно от огня. Наш прибор способен регистрировать это излучение. Прибор обнаруживает его, и срабатывает сигнализация. А еще прибор можно использовать в сигнализациях для обнаружения преступников (он регистрирует инфракрасное излучение человека)...

- Расскажите, почему вы стали этим заниматься?

Денис СЕРКОВ:
- Мы учимся в 11-м классе школы № 7 Красноярска. Благодаря нашему учителю мы заинтересовались проблемой излучения человека. А когда столкнулись с необходимостью выделения инфракрасного излучения, оказалось, что нужных приборов нет. И так все переросло в изобретение прибора. Сам он был придуман сравнительно быстро, но потом мы проводили эксперименты, работали еще полтора года. Пользовались оборудованием кафедры физики Красноярского педуниверситета. Но непосредственным научным руководителем была наш учитель физики Марина Михайловна Абловатская.

- Какие у вас планы на будущее?

Денис СЕРКОВ:
- Несмотря на то, что физика - это значительная часть нашей жизни, это все же увлечение. Я экономист, ездил на Всероссийскую олимпиаду по экономике, поеду и в этом апреле.

Коля БАЖИТОВ: - А в сферу моих интересов входят юриспруденция, обществознание и история.

Денис СЕРКОВ: - То есть мы занимаемся всем в комплексе: изобретением прибора, его рентабельностью с экономической точки зрения и защитой со стороны юридической.

- Но юристов и экономистов сейчас явный перебор. Вы этого не боитесь?

Денис СЕРКОВ:
- "Перебор" и качество - это разные вещи. В будущем я хотел бы заняться своим бизнесом: это свобода и, кроме того, всегда полезно. Поднимать Россию все-таки стоит.

Никита КАНЬШИН, старшеклассник:
"До Новосибирска совсем близко - часов семь-восемь"


Никита Каньшин, одиннадцатиклассник Бийского лицея, приехал из Алтайского края с работой "Историко-архитектурная и компьютерно-графическая реконструкция Бийской крепости ХVIII века". Уже поступило предложение о предоставлении материалов для реконструкции крепости в полную величину. Никита рассказывает обозревателю Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ о том, как он работал над своим проектом.

- Целью работы было воссоздание внешнего облика оборонительных комплексов Бийской крепости второй половины ХVIII века. В 1846 году крепость была упразднена и постепенно разрушилась. Сначала она существовала как острог и как опорный пункт для обороны границ.

- Как возникла идея такой реконструкции?

- Я учусь в исторической подгруппе лицея и в то же время давно увлекаюсь компьютером. А наш учитель истории предложил работу, которая совмещала в себе и историю, и информатику. Сначала она планировалась как графическая реконструкция: решено было воссоздать два вида крепости - 1752 и 1778 года. Но в дальнейшем получилась также компьютерная версия историко-архитектурной реконструкции. Попытка визуализации крепостных комплексов является первым исследованием подобного рода в историческом краеведении Алтая. После успешной экспертизы историками-краеведами реконструированные панорамы взяты в качестве иллюстративного материала к издающемуся в этом году учебнику по истории города Бийска. А компьютерная программа ("Виртуальное путешествие по Бийской крепости") уже используется в курсе "Историческое краеведение Алтая" в нашем лицее.

"Проникнув" в эту программу, можно "побродить" по крепости, зайти внутрь, посмотреть на нее сверху, спускаться, подниматься; полюбоваться на речку, взглянуть на солнце... Весь пейзаж достоверен. Все сделано на основе исторических документов, изученных до реконструкции.

- Какие архивные документы ты использовал в своей работе?

- Использовался проект Бийской крепости 1750 года инженера Мадера и проект 1768 года. А также рисунок Заборского (для соблюдения архитектурного стиля) и документы, на которых изображены строения крепости и где есть их описания и параметры.

- Ты хочешь продолжить занятия историей?

- Нет. Последнее время я увлекся социологией. Хотелось бы заняться чем-то связанным и с социологией, и с информатикой. А может быть, и с прикладной информатикой в экономике.

- Ты собираешься уезжать из Бийска?

- Конечно. Скорее всего это будет Новосибирский государственный университет. Он совсем близко от нас.

- Сколько времени добираться до него от Бийска?

- Всего 7-8 часов.

Анастасия ЕФИМЕНКО, победитель "Шага в будущее":
"Надо научиться управлять стрессом"


Студентка 4-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ Настя Ефименко в четвертый раз стала членом молодежного жюри Российской молодежной научной и инженерной выставки "Шаг в будущее". В это жюри входят ребята, которые в свое время стали победителями данных соревнований и успешно участвовали в европейских. Настя как победитель "Шага в будущее" в 2000 году ездила в Амстердам на 12-е международные соревнования молодых ученых Европы, где выиграла почетный приз - поездку на Нобелевский международный научный семинар.

О том, что молодой исследователь думает о роли "Шага в будущее", о своих научных планах и мечтах Анастасия ЕФИМЕНКО рассказывает обозревателю "Известий" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

- Вы начали заниматься научной работой, еще учась в 9-м классе, в Петрозаводске... Что для вас означала победа в "Шаге в будущее"?

- Поскольку я не из Москвы, то для меня "Шаг в будущее" без преувеличения стал окошком в большой научный мир - сначала в Москву, а потом и дальше. Благодаря победе в этом соревновании я очень много за эти годы повидала, познакомилась с чрезвычайно интересными людьми, научилась правильно мыслить, узнала, как нужно выступать на научных конференциях, то есть как подавать свою работу. Обзавелась множеством дружеских и деловых связей...

- Вы первая среди российских молодых ученых ездили в Швецию на церемонию награждения Нобелевской премией...

- Да. Как раз в те дни премию получал наш Жорес Алферов. На Нобелевский семинар приехали 25 молодых ученых из 19 стран мира - своего рода символ связи поколений. Это была действительно королевская поездка: мы напрямую общались с нобелевскими лауреатами, очень много интересного узнали из области мировой науки.

- Вы считаете, что для участников "Шага в будущее" эта выставка может стать таким же рывком, как и для вас?

- Несомненно. Я думаю, что для большинства ребят это действительно шаг в будущее. Ведь сюда приезжают лучшие. "Шаг в будущее" представляет собой многоступенчатую систему - начиная с региональных конференций и заканчивая национальными соревнованиями. Вернее, не заканчивая... Дальнейших возможностей очень много. В Москве, где проходят национальные соревнования, отберут 7 финалистов, из которых в апреле составят команду, она будет представлять Россию на международных соревнованиях. У России квота - 3 человека. Работы нужно будет представить на английском языке, поэтому в финале оцениваются не только научные успехи, но и знание языка, умение общаться.

- Что сегодня входит в сферу ваших научных интересов?

- Я занимаюсь медицинской генетикой, биохимией. Если сначала моя научная работа была на стыке математики и генетики, то сегодня меня больше интересуют молекулярные методы, ДНК-диагностика. У меня сейчас очень активный этап работы - это максимальное освоение различных методик, написание статей. Работа незаметная, но создающая базу для диплома и диссертации.

- А чем вы хотите заниматься в будущем?

- Мне бы хотелось заняться теорией стресса с позиций генетической предрасположенности к стрессорным воздействиям. Сегодня медицинская генетика приходит не столько к изучению наследственных заболеваний (хотя это тоже важно), сколько к предрасположенности к различным заболеваниям. А стресс - это мой особый интерес. Я хочу выделить те заболевания, в которых стресс играет важную роль: в первую очередь сердечно-сосудистые, неврологические. Меня интересует генетическая предрасположенность к ним.

- В России этим мало занимаются?

- Нет, занимаются. Но чаще всего это совместные работы. Практически все проекты связаны с иностранцами. И это правильно - ведь наука интернациональна. Не говоря о том, что это - деньги. А генетика и биохимия без нормальных реактивов не существуют.

- Но изучение стресса наверняка связано и с психологией?

- Конечно. Поэтому сейчас я дополнительно пошла на факультет педагогического образования в МГУ. Дело в том, что в Московском университете есть такая замечательная возможность - во время обучения получить бесплатно второе высшее образование преподавателя. Ты сам себе выбираешь программу. У нас читают такие интересные предметы, как общая психология, психология социальная, возрастная, педагогическая. И педагогика, потому что я хотела бы в будущем обязательно преподавать в вузе. Кроме того, там можно изучать английский.

- Английский у вас, конечно, хороший?

- Должен быть хорошим. (Смеется). На днях я улетаю на медицинский конгресс в Каир, где доклад я буду делать по-английски и общаться, конечно, тоже.

- А как звучит тема вашего доклада?

- "Участие стресса в болезни Альцгеймера. Роль белков теплового шока в болезни Альцгеймера". Дело в том, что белки теплового шока - это универсальная защита от стресса на клеточном уровне: при стрессорных воздействиях они расправляются с неправильными белками.

- То есть сверхзадача - научиться управлять стрессом?

- Конечно. Суметь регулировать эти естественные защитные системы организма. Причем не только медикаментами, но и с помощью методов адаптации. Иногда ведь врачи лекарствами больше калечат, чем лечат. Поэтому мы стараемся находить другие пути лечения, и это, может быть, один из них. Поэтому стресс так и интересен. Он участвует во всем, а регулировать его трудно.

- Вы хотите научиться управлять стрессом, даже если он "передан" по наследству?

- Если мы будем знать предрасположенность, то сможем понять, в чем у человека проблема. И регулировать. Ведь есть системы, "отвечающие" за стресс (стрессреализующие системы), а есть стресслимитирующие системы, которые нас защищают. И нужно понять, в чем дело. В том ли, что слишком активны стрессреализующие системы или, наоборот, что не хватает стресслимитирующих? В зависимости от этого тактика должна быть совершенно разной. Но это, конечно, все-таки глобальные вещи.

- И чрезвычайно важные... Ведь все мы без исключения подвержены стрессам.

- А в современном мире - тем более.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz