Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ВЕРОНИКА НУРКОВА:"ПРОШЛОЕ МОЖНО ПЛАНИРОВАТЬ"

Доцент факультета психологии МГУ Вероника НУРКОВА - единственный в России ученый, занимающийся проблемой автобиографической памяти. Незадолго до Нового года, за работу "Автобиографическая память: структура, функции, механизмы" она получила престижную премию Европейской академии. А только что на полках магазинов появился ее учебник "Психология", предназначенный для студентов гуманитарных вузов и охватывающий все разделы этой науки. В чем особенность этой, не совсем обычной книги - об этом и многом другом с Вероникой Нурковой беседует обозреватель "Известий" Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Ваш учебник "Психология", вышедший в издательстве "Юрайт", в серии "Университеты России" (в соавторстве с Натальей Березанской), сразу получил гриф Минобразования. Это довольно редкий случай... В чем его особенность?

- Существует парадокс: с одной стороны, полки книжных магазинов ломятся от отечественных учебников психологии, адресованных всем - от домохозяек до ученых-физиков. С другой - продается огромное количество переводных трудов. Но когда человек берется за то, чтобы изучить эту науку в целом, оказывается, что воспользоваться-то ему и нечем. Нет ничего, за исключением учебника С.Л. Рубинштейна 1948 года (в свое время он получил за него Сталинскую премию). Это был тоже университетский учебник по психологии, какой она была более 50 лет назад. По нему сейчас учиться затруднительно: психология сегодня решает другие задачи и говорит совсем на другом языке. Но это был единственный учебник, в котором был представлен целостный взгляд на науку.

- И вы теперь тоже написали учебник, охватывающий психологию в целом...

- Я попыталась написать учебник, который бы удовлетворил всех: с одной стороны, это хорошая подготовка для психолога (первокурснику тоже надо с чего-то начинать, прежде чем углубляться в частности), а с другой - он годится и для широких слоев "интересующихся" людей. В нем - все темы и все основные вопросы, включая психологию личности, социальную психологию (обычно эти разделы выделяются отдельно). Главная задача была в том, чтобы учебник был доступным, но не упрощенным.

Еще одна задача, которую я преследовала, ее можно сформулировать так: правильно поставленный вопрос - это уже половина ответа. Есть много фактов, теорий, но если человек - не психолог, у него обязательно возникнет вопрос: зачем мне все это нужно? Когда я была студенткой психфака, у нас был такой курс "Ощущение и восприятие". Там очень много математики, строятся всякие кривые, выводятся сложные формулы... Самым трудным было измерение ощущения. Так вот, на какой-то стадии даже мы, студенты-психологи, начинали вопить: зачем нам все это нужно?

- А какой способ для измерения "ощущения" предлагаете вы?

- Я применяю "бытовой подход". Например, вы едете на автомобиле по проселочной дороге, и на вашем пути стоит гаишник (а вы очень спешите). И вам нужно понять, насколько вы можете превысить скорость, чтобы гаишник не заметил этого.

- А это тоже можно рассчитать на уровне "ощущения"?

- Да. Вам предлагается некая формула (естественно, говорится, как она выводится) для решения некоей практической жизненной задачи... И я пытаюсь в виде вопросов так построить текст, чтобы человек мог дать ответ. Например: почему мне не нравится тот или иной человек (в главе "Социальная психология")? Другой пример: случается, что врачи-рентгенологи, занимающиеся онкологией, пропускают опухоли, когда рассматривают рентгеновские снимки. Как можно сделать так, чтобы они их не пропускали, но в то же время не впадали в панику и не принимали за опухоль каждую точку на снимке? Какую можно выработать стратегию, чтобы оптимизировать процесс принятия решений на уровне восприятия?
Кроме того, мне хотелось показать в учебнике, что психология - это экспериментальная наука.У многих складывается неправильное представление о психологии как о служанке философии, только низкого уровня. Каждая фраза из нашего учебника подтверждается ссылкой на конкретный эксперимент, с демонстрацией того, как он проводился. И с показом того, как тут действуют законы психологии.
Еще мною была предпринята попытка интеграции российской и зарубежной психологии. Раньше они существовали в общественном сознании как два непересекающихся мира. Никто никого не знает...

- К каждой главе у вас - тестовые задания... Это дань моде?

- Да нет. В традиционных учебниках обычно бывают вопросы в конце. Например, студента спрашивают: когда и где умер "Наполеон"? Он отвечает: "В Москве" - и остается в этой уверенности на всю жизнь. Тесты же помогают определить, поняли студенты что-то или нет. Это внутренняя обратная связь, которая может быть весьма полезной.

- Вероника, вы сказали, что пишете уже новый учебник...

- Да. Это наш кафедральный проект. Речь идет об академическом учебнике в 7 томах по общей психологии. Я пишу том "Память". Другие люди пишут "Эмоции", "Внимание"...

- Я знаю, что вы разработали собственный авторский курс психотерапии. И что он тоже связан с проблемой "памяти"...

- Ну да. Он называется "Автобиографическая мнемотерапия". То есть это терапия автобиографической памяти: попытка гармонизировать представление человека о своем прошлом, чтобы он мог с этим прошлым сознательно работать, извлекая из него ресурсы для жизни сейчас и в будущем. Это наконец-то вылилось в технологию, которую я уже апробировала. Но моя мечта - курс компьютеризировать.

- ...для того, чтобы каждый мог самостоятельно пройти его?

- Да. Чтобы не быть связанным с психотерапевтом. Ведь пока это могу делать только я.

- Курс рассчитан на людей, которые потеряли память или что-то в этом роде?

- Нет. Это рассчитано на нормальных людей, которые имеют (как и все мы) какие-то проблемы в жизни. Основной тезис, из которого я исхожу, заключается в том, что в любом психологическом неблагополучии есть аспект нерационального использования прошлого опыта. Поэтому так важно научиться его использовать. Все мы очень плохо умеем сознательно что-то делать с нашими воспоминаниями, с нашим представлением о своей жизни в целом... На ближайшей конференции у меня будет доклад, который так и называется: "Планирование прошлого". Это конференция по экзистенциальной психотерапии, она пройдет в начале мая.

- Что значит "компьютеризировать" курс?

- Это значит, что каждый сможет купить этот компакт-диск, инсталлировать его в компьютер и постепенно - в удобном ему темпе - прорабатывать. Очень важно, что это интерактивные упражнения, которые приводят к тому, что вы приобретаете навыки работы со своим прошлым. И вы извлекаете из него то, что вам нужно для сегодняшнего дня.

- И когда вы планируете это сделать?

- Как только найду программиста и деньги, для того чтобы его оплатить.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz