Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ВЗЛЕТЕЛ СКАТ И ЗАВИС НАД ПРОТИВНИКОМ

...Укрывшись за камнем, сержант раскрыл планшет и проговорил несколько слов. Из-за отдаленной скалы взмыл крохотный темный вертолетик и почти сразу пропал из виду. Сержант опустил на глаза полупрозрачный щиток каски и повел стило по чувствительному экрану планшета. "Вот они!" - удовлетворенно пробормотал он и несколько раз нажал на значки на экране. Через пару минут над взводом пронесся летательный аппарат, формой напоминающий морского ската. А еще через минуту за ближайшей горой раздались глухие разрывы бомб. Результаты атаки сержант видел на щитке каски: от группы затаившихся боевиков мало что осталось. Можно было поднимать взвод на сбор трофеев.

Примерно так мог бы выглядеть один из боевых эпизодов в Чечне или Таджикистане, будь на вооружении Российской армии достаточное число дистанционно пилотируемых летательных аппаратов - ДПЛА.

Сегодня ДПЛА способны выполнять чуть ли не все задачи, которые можно поставить перед пилотируемыми летательными аппаратами. Благодаря достижениям материаловедения, двигателестроения, электроники и других наук и отраслей ДПЛА летают и на предельно малых, и на заатмосферных высотах, двигаются со сверхзвуковой скоростью и зависают на месте, способны действовать в экстремальных условиях: в горах, пустынях, в тумане и ночью, на городских улицах. Им доступны установка помех и связь, стратегическая разведка и бомбометание, спасение терпящих бедствие и скрытое наблюдение (например, за действиями террористов).


Взлет над Персидским заливом

После Второй мировой войны ядерный проект СССР потребовал замера уровня радиации в ходе ядерных испытаний: пять самолетов Як-9В были переоборудованы в радиоуправляемые самолеты-дозиметры. Затем понадобились управляемые с земли самолеты-цели для испытания ракет ПВО. В годы "холодной войны" возникла потребность в воздушной разведке сил потенциального противника: спутниковой разведки еще не было, а система ПВО уже не позволяла безнаказанно летать над чужой территорией, что испытал на себе американский пилот-шпион Пауэрс, сбитый над территорией СССР 1 мая 1960 года.

В 70-е в СССР было выпущено более 150 экземпляров комплекса оперативно-тактической разведки "Стриж". Он мог работать в любое время суток на удалении от старта до 500 км на высоте от 50 м до 10 км и на скорости до 1100 км/час. В 80-е было выпущено более тысячи экземпляров комплекса тактической разведки "Рейс", который позволял различать объекты размером до 20 см.

Стремительное развитие программ по беспилотным летательным аппаратам (БЛА) за рубежом началось в 1990-е годы. Ускорителем стала война в Персидском заливе: американцам и их союзникам не удалось вовремя обнаружить иракские "Скады". Для этого требовались ДПЛА, способные длительное время и на большой высоте барражировать над обширными территориями, передавая информацию в реальном масштабе времени. Особо высокий спрос на БЛА возник с развитием высокоточного оружия. Без беспилотных наводчиков эффективность его применения снижается.

Сегодня такие задачи, как обнаружение мин, ретрансляция связи, целеуказание, радиоразведка, диагностирование трубопроводов и железнодорожных путей, ДПЛА решают гораздо успешнее пилотируемой авиации, особенно аппараты вертикального взлета и посадки. Поэтому в зарубежных армиях состоят на вооружении или находятся в стадии завершения разработки более 200 типов ДПЛА.


Деньги и ветер

Успехи в создании беспилотников за рубежом вызывают среди части специалистов эйфорию, разговоры о том, что самолет будущего (пятого или шестого поколения) может стать полностью беспилотным.

Преимущество беспилотного боевого самолета (ББС) в том, что он может быть легче (не имея на борту пилота и систем жизнеобеспечения), у него нет ограничений по перегрузкам. За счет этого машина может оказаться дешевле. Так, серийный беспилотный боевой вертолет должен стоить в 2-5 раз меньше, чем, например, "Команч" фирмы "Боинг-Сикорский", а затраты на его эксплуатацию будут вдвое меньше.

Если ББС будут приносить авиастроительным компаниям доходы, сопоставимые с сегодняшними, не исключено, что самолеты шестого поколения станут беспилотными. Если нет - беспилотники будут использоваться вместе с пилотируемыми самолетами, о чем говорил и глава фирмы "Серж Дассо", с которой КБ Сухого, Яковлева и Туполева будут создавать новый беспилотный разведсамолет.

Первый образец ББС нового поколения компании "Боинг" Х-45A, предназначенный для уничтожения радаров и зенитно-ракетных комплексов, должен войти в строй в 2007 году - он будет способен нести на борту до 12 тяжелых бомб.


Люди дешевле

И все же эффективность подобных боевых машин до сих пор остается под вопросом. Беспилотные аппараты остаются очень уязвимыми прежде всего из-за того, что теоретически противник может перехватить управление машиной, разоружить, уничтожить, неверно ориентировать или даже направить против собственных войск. Один из руководителей фирмы "Локхид-Мартин", выступая в 2003 году на авиасалоне в Ле Бурже, предсказал: масштабы, в которых ДПЛА и ББС заменят в ближайшие 10 лет пилотируемые самолеты, будут гораздо меньше планировавшихся.

Эксперт Центра по изучению проблем разоружения при МФТИ Евгений Мясников не считает, что следующее поколение российских истребителей будет беспилотным:

- Аппарат получится слишком дорогим для эксплуатации, тем более что речь идет не только о создании ДПЛА, но и о развитии инфраструктуры. Увы, ценность человеческой жизни в нашей стране невелика. Проще и дешевле подготовить новых пилотов. Я думаю, в следующем поколении истребителей бортовые средства будут выполнять работу летчика в большем объеме, но о полной его замене пока не может идти и речи.

Тем не менее, продолжает Мясников, "доля задач, выполняемых ДПЛА, будет расти. Это касается и боевой беспилотной авиации".

Американский беспилотник Х-43А на днях побил мировой рекорд скорости. Экспериментальный аппарат был разогнан при помощи ракеты "Пегас", запущенной с борта бомбардировщика Б-52. Затем гиперзвуковой самолет отделился от ракеты и разгонялся с помощью собственного двигателя в течение 10 секунд почти до 8 тыс. км в час - в 7 раз больше скорости звука.

Широкое использование ДПЛА планируется и в гражданских целях. По прогнозу американского маркетингового агентства Forecast International, уже через 10 лет коммерческие и муниципальные службы США будут использовать более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов. Федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования беспилотной авиации для контроля за дорожным движением, перевозки грузов, тушения лесных пожаров, проведения спасательных операций и т.д.


Беспризорные насекомые

В 80-х годах конструктором Николаем Чистяковым был разработан комплекс дивизионной разведки "Строй-П" с ДПЛА "Пчела", который весил 140 кг, - по тем временам это можно было считать миниатюризацией. Комплекс был принят на вооружение только в 1997 году. Он успел послужить в Чечне, пока "Пчелы" не кончились (было совершено около 15 вылетов). Чистякову стало ясно: нужны более современные, простые и дешевые комплексы.

Но производство было запущено, никто ничего менять не хотел, и конструктор и Элла Лукашева, ведущий инженер по испытаниям, организовали свою фирму - "Новик ХХI век". На ней был создан воздушный передатчик помех "Мошкара" (20 кг), разработанный по заказу Управления радиоэлектронной борьбы Генштаба. В 1996 году на его основе для МЧС разработан фоторазведчик "Проня". А затем Генштаб отказался выделять средства на испытания, и "Мошкара" осталась в единственном экземпляре.

Такая же судьба постигла ДПЛА вертикального взлета и посадки КБ "Точмаш" им. Нудельмана. На Всемирном салоне изобретений "Брюссель-Эврика-94" он получил золотую медаль. Но в 1997 году работы над комплексом были остановлены. Проблемы создания оригинального ДПЛА неоднократно обсуждались в Минобороны в 1997-2002 годах, много говорил о них министр Сергей Иванов и в прошлом году. Но ощутимых результатов обсуждения пока не дали.


Слышь, БРАТэлла летит...

Без участия государства такие проекты не развиваются ни в одной стране. Рассчитывая на госзаказы, Чистяков и Лукашева создали в прошлом году более дешевый ДПЛА - БРАТ ("Ближний разведчик аэродинамический телевизионный"). БРАТ, как герой одноименного фильма, может появиться в любом месте и натворить дел. Для старта его достаточно толкнуть рукой. Обнаружить трудно, он невелик и сделан из пластика, поэтому радар его не берет. Летает почти бесшумно, внешне выглядит так же, как и его прадедушка - самый простой планер времен кружков Осоавиахима и ДОСААФ. Зато основой наземного пункта управления комплекса служит вполне современный персональный компьютер. Самая громоздкая часть управления - ТВ-антенна (от 0,5 до 2 м в диаметре в зависимости от требуемой дальности). Пункт управления может переноситься в рюкзаке или оборудоваться в легковой машине. БРАТ снабжен автопилотом на основе твердотельных гироскопов и спутниковой навигацией.

Дальность полета аппарата БРАТ-ЭлЛА с электрическим двигателем - 10 км с возвратом, 20 км без возврата. У аппарата БРАТ-2 с двигателем внутреннего сгорания дальность - 45 км с возвратом, 90 - без. Вес - до 3 кг. Он измеряет координаты целей с точностью дифференциальной GPS, передает на пункт управления разведывательную и координатную информацию, выполняет автоматический полет к заданной цели и обратно, по команде оператора изменяет программу полета, траекторию, переключает две ТВ-камеры с широким и узким полями зрения и совершает автоматические повторные заходы на цель. Стоимость - $5-10 тысяч.

Летающий клюв

ДПЛА проектируют и выпускают московские фирмы "Кулон", "Топаз", рыбинский "Луч". Прошедший в прошлом году авиасалон МАКС показал тенденцию к миниатюризации российских ДПЛА.

НИИ прикладной механики им. академика Кузнецова разработал такой миниатюрный ДПЛА, который может проникать внутрь охраняемых объектов. Высокая разрешающая способность аппаратуры, передающей видеоданные в масштабе реального времени, превращает "Пустельгу" (так называется комплекс) в "летающий глаз", который при небольших модификациях может становиться "летающим клювом", доставляя боезаряд к цели. Выполнен в виде винтокрылой летающей тарелки. Корпус из композитных материалов делает его невидимым для радаров, электромотор практически бесшумен. Стоимость - около $10 тыс. Это разведсредство низового тактического звена управления (взвод - рота - батальон).

По сообщениям, к сентябрю этого года НПК "Иркут" завершит испытания и сертификацию комплекса беспилотной разведки для мониторинга и ликвидации ЧС на базе израильского прототипа "Аэростар". По словам старшего вице-президента корпорации "Иркут" Сергея Цивилева, закупать прототип пришлось за рубежом, потому что отечественная радиоэлектронная промышленность не готова создать перспективный "борт" ДПЛА. По словам президента "Иркута" Алексея Федорова, ДПЛА, разрабатываемый компанией для МЧС, будет действовать в связке с самолетом-амфибией Бе-200 на пожарах.


Дракон вновь обгоняет

ДПЛА разных типов в сочетании друг с другом открывают перед вооруженными силами совершенно новые возможности взаимодействия подразделений, обнаружения и уничтожения противника.

Во время войны в Ираке каски бойцов спецподразделения Delta Force имели компьютерные устройства Rove, позволяющие получать изображения местности, над которой перемещались маленькие беспилотные аэропланы "Глаз дракона". При помощи электронного карандаша спецназовцы отмечали месторасположение противника, передавали координаты на ББС "Хищник", который наносил удары по выявленным целям.

Для того чтобы и у российских солдат было то же, необходимо, по мнению Чистякова, преодолевать отставание в электронике и в спутниковой навигации. Работы по развитию ДПЛА ведутся в России в соответствии с Программой создания межвидовых унифицированных комплексов с беспилотными летательными аппаратами различного назначения до 2010 года и на дальнейшую перспективу. Комментируя ее выполнение, профессор МАИ и Академии военных наук Леонид Ташкеев, доктора технических наук Александр Горелик и Евгений Липатов отмечают, что "в вооруженных силах РФ наблюдается крупное стратегическое отставание в развитии этого типа технического оснащения". Чтобы преодолеть его, они предлагают разработать краткосрочную программу проведения первоочередных работ по созданию такой техники до 2007 года с утверждением ее президентом.

Леонид Куликов, главный конструктор по беспилотной технике ОАО "Туполев", где сосредоточено до 90% всех средств, выделяемых в России на развитие ДПЛА, также считает, что последние 10-12 лет Министерство обороны этим вопросом не занималось. Хотя в структуре Минобороны за беспилотники отвечают ВВС, они же и менее всего заинтересованы в их развитии. По мнению Куликова, наибольшее отставание России в области ДПЛА-строения - в классе тактических разведкомплексов длительного патрулирования типа "Хищник" с высотой полета до 7-8 км. КБ работает в этом направлении, вернулось оно и к старой разработке ударного беспилотника "Коршун" с боезагрузкой до 900 кг.


Убери руки!

Почему Генштаб в 1997 году отказался от испытаний "Мошкары"? По дальности, высоте полета и скорости "Пчела" и "Мошкара" сопоставимы, но "Мошкара" на порядок легче и дешевле. По мнению Эллы Лукашевой, отсутствие средств как причина отказа от замены "Пчелы" на "Мошкару" (или другой аналогичный ДПЛА) - отговорка. Реальных причин три.

Во-первых, командирам частей не нужна сложная техника, так как на ней некому будет работать.

- Спросите командира в мирное время в месте постоянной дислокации, нужны ли ему ДПЛА? Ответ будет отрицательным, - говорит Лукашева. - Кому нужна сложная техника в части? Кто будет готовить людей и откуда их взять? Логично было бы придавать войскам на время операции небольшие подразделения, владеющие комплексами с ДПЛА.

Но для этого нужна структурная перестройка в войсках.

Во-вторых, чрезмерное стремление к универсализации. "Из-за этого, - считает инженер, - американцы загубили свой перспективный проект "Aquillа", которому стремились придать слишком много функций, что удорожало проект, требовало большего времени на разработку. "Каждому аппарату - свою задачу", - уверена Лукашева. Вскрытием ночной активности и целей под "зеленкой" занимаются инфракрасные разведчики, быстрой разведкой и корректировкой огня в дневное время - ТВ-разведчики. Фоторазведчик (наиболее дешевый вид разведывательных ДПЛА) дает общую подробную картину района.

В-третьих, келейность разработок, которая обусловлена устойчивыми связями заказывающих ведомств с некоторыми "придворными" фирмами (причем вовсе не обязательно занимающимися ДПЛА). Ни о какой конкуренции между ДПЛА и традиционными направлениями или между различными школами техники не может быть и речи. Да и заказывающим ведомствам конкуренция не нужна. Это приводит к монополизму. Чтобы обеспечить наилучшие показатели по соотношению "стоимость-эффективность", отношению взлетной массы к продолжительности полета и величине пройденного пути, малозаметности, необходимо создание единого заказывающего государственного и желательно межведомственного органа по тематике ДПЛА.

Но главное, нужна заинтересованность всех участников - ученых, военных, производителей - в получении и использовании "летающих глаз", "клювов" и "драконов". И в сохранении человеческой жизни.

При подготовке материала использованы данные Washington ProFile, сайта www.dpla.ru, "Вестника воздушного флота"

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz