Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ЕВРОПА АКТИВНО СТРОИТ ВОДОРОДНУЮ ЭКОНОМИКУ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НЕФТЕГАЗОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Не успели высохнуть чернила на соглашении между Российской академией наук и ГМК "Норильский никель", как в конце января президент Европейской комиссии Романо Проди запустил Европейскую технологическую платформу по водороду и топливным элементам. Под платформой европейские бюрократы понимают механизм, с помощью которого можно объединить заинтересованных участников из всех секторов общества: исследователей, промышленников, политиков, для того чтобы выработать единое представление о долгосрочных перспективах того или иного проекта и создать условия для создания активной и состоятельной стратегии, а также плана действий по ее выполнению.

- Ныне Европа экспортирует половину нужной ей нефти, а через четверть века эта доля вырастет до 70%. Такое положение крайне неустойчиво. Мы должны предпринять меры для того, чтобы преодолеть эту тенденцию, - считает Романо Проди. - Мы видим, что нужно шаг за шагом двигаться в направлении сильно интегрированной водородной экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии. А для превращения этого представления в реальность Европе требуется больше исследований, больше практических разработок, больше демонстрационных проектов, а также правила и стандарты, которые соответствуют будущей водородной экономике. Такие усилия будут успешными только в случае, если ресурсы отдельных стран и Европы в целом, финансы общественного и частного секторов объединятся и будут подчинены единой организующей силе. Вот почему мы и запускаем программу европейского партнерства в области водородной энергетики.

Эта инициатива, которую Европейская комиссия начала в 2004 году под эгидой президента Романо Проди, вице-президента и комиссара по энергии и транспорту Лойолы де Паласио и комиссара по исследованиям Филиппа Бюскена, имеет своих предшественников. Еще в период 1988-1992 годов Европейский союз выделил финансирование в размере 8 миллионов евро на разработку топливных элементов. Через пятилетку, в 1999-2002 годах, объем финансирования вырос уже до 150 миллионов евро. Нынешняя, Шестая рамочная программа Евросоюза предусматривает до 2006 года израсходовать на исследования по водородной энергетике 300 миллионов евро. И это далеко не все. В ноябре 2003 года Еврокомиссия для ускорения восстановления экономики стран - членов союза после недавнего кризиса запустила Европейскую инициативу роста. В ней есть Программа быстрого старта, по которой выполняются проекты, направленные на развитие инфраструктуры, общественных сетей и знаний. В рамках этой программы предусмотрен десятилетний период развития исследований, связанных с производством и использованием водорода, причем полный объем финансирования этой деятельности из частных и общественных источников запланирован на уровне 2,8 миллиарда евро. Немного ранее, в июне 2003 года, было сделано совместное заявление Евросоюза и США о глобальном сотрудничестве по ускорению развития водородной энергетики.

Отдельные страны Евросоюза давно ведут собственные исследования по альтернативной энергетике. Однако до сих пор эти исследования были фрагментарны и зачастую дублируют друг друга. Когда европейские комиссары это осознали, они создали группу экспертов высшего уровня, которая занялась созданием механизмов координации действий разных стран. Именно результатом их анализа и стала нынешняя Европейская технологическая платформа по водороду и топливным элементам. Перед ней стоит несколько целей. Вот главные из них. Во-первых, это принятие политических решений, которые будут благоприятствовать развитию водородных технологий в энергетике и на транспорте. Во-вторых, существенное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных научных работ по водородной тематике. В-третьих, создание системы демонстрации преимуществ водородной энергетики и пропаганды успешности пилотных проектов в этой области. В-четвертых, работа с предпринимателями, с тем чтобы приблизить финансирующие организации к разработчикам технологий. В-пятых, организация всеевропейской программы образования, которая позволит включать результаты новейших исследований в программу средней школы. И в-шестых, создание центра по пропаганде всех этих инициатив.

К чему же стремятся европейцы в результате такой грандиозной деятельности? Об этом сказано в прогнозе, который выработала группа экспертов на одной из своих конференций. График внедрения водородной энергетики на европейском континенте получился весьма жесткий. Согласно плану, уже к 2010 году должно быть начато серийное производство автомобилей, ездящих либо на чистом водороде, либо получающих его непосредственно на борту. Тогда же намечено появление водородных заправок в отдельных местностях. К 2020 году появятся дешевые высокотемпературные топливные элементы, а водородные автомобили станут конкурентоспособными. Местные сети распределения водорода начнут объединяться, а существенную долю этого газа станут получать из возобновляемых ресурсов вроде разложения воды или биогаза солнечным электричеством. В 2030 году появятся устройства длительного хранения водорода, водород окажется предпочтительным топливом для автомобилей, а значительную часть электроэнергии станут производить непосредственно на месте ее потребления: домашними топливными элементами. В 2040-м водородная энергетика станет доминировать, а при получении водорода не будет выделяться углекислый газ, то есть водород не будут производить не из ископаемых углеводородов. К 2050 году появятся водородные самолеты.

Вот так и получается, что пророческими могут оказаться слова генерального директора ГМК "Норильский никель" Михаила Прохорова, сказанные им при подписании соглашения с РАН, а именно: "Я уверен, у нашей страны нет выбора. Основная цель разработки водородных технологий в мире - это снижение зависимости от существующих энергоносителей, нефти и газа. То есть как раз того, что сейчас служит ядром нашей экономики. Если через пятнадцать лет новая экономика снизит потребление нефти и газа, то страну ждет депрессионная модель". Видимо, нам действительно ничего другого не остается, как внимательно приглядываться к инициативам соседей, делать из этих наблюдений правильные выводы и предпринимать адекватные меры. Желательно, как и они, на государственном уровне.


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz