Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

КАКИЕ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВВОДЯТ ВЕДУЩИЕ ВУЗЫ СТРАНЫ?

Весна - время определяться, где продолжить свое образование, в какой вуз поступать. Не секрет, что качественное, престижное образование сегодня - залог успеха в будущем.

Какие новые направления обучения и образовательные программы вводят ведущие ВУЗы страны? Какова роль и место качественного высшего образования в экономической и политической жизни государства? Что дает нашим студентам перспектива вхождения российских вузов в международную образовательную систему? На эти и другие вопросы вам ответит наш гость:

Роберт Енгибарян
Директор Международного института управления МГИМО (У) МИД РФ, д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки России



14:06 Alex

Уважаемый Роберт Вачаганович! Можете ли Вы пояснить, что такое "качественное высшее образование" и для кого оно предназначается? И еще! Нуждается ли подавляющее число жителей России в "качественно образованных" людях, (например, в выпускниках высшей школы экономики), которые знают, что и как в области финансов, кадровой политики и.т., но полностью безразличны к их (жителей) проблемам и не в состоянии способствовать сколько-нибудь улучшению жизни в стране?

Первое. Что значит качественное образование? Качественное образование означает, что человек, который получает соответствующее образование соответствующего профиля, становится профессионалом своего дела и может на определенном уровне, на уровне сегодняшних научно-технических достижений решать те проблемы, которые поставлены перед ним. Это и финансы, и экономика, это грамотный врач, грамотный юрист и пр. Второе. В таком количестве, как сегодня производит Высшая школа России, конечно, такой необходимости нет. В последние годы открылись, после 1992-1993 годов, сотни негосударственных вузов, которые по всем параметрам значительно уступают госвузам. Из них только единицы отвечают тем требованиям, которые сегодня ставятся перед специалистами, ставит рынок и другие институты современной жизни. Фактически получается положение, когда число выпускников школ и число мест предлагаемых Высшей школой не резко отличаются друг от друга. Только некоторые ведущие вузы страны имеют постоянный, стабильный, соответствующий конкурс. На мой взгляд, сегодня акцент должен быть поставлен именно на качестве, а не на количестве. При советской власти мы это уже видели, когда огромные политехи готовили будущих даже не инженеров, а мастеров или младший состав инженеров, которые на заводе получали меньшую зарплату, чем бригадир, которым они руководили. Но это была определенная политика. Сейчас страна не нуждается в таком количестве так называемых специалистов, у которых, к тому же, меняется ментальность, и никак они не хотят браться за менее престижную работу. А качество образования не удовлетворяет уже более высокий спрос и более высокие требования.

14:17 Анатолий

Г-н Енгибарян, не кажется ли Вам, что с развалом СССР возможности обучения в ВУЗах России у молодежи из стран СНГ значительно уменьшились? Не пора ли подумать об упрощении "запретов" в этом вопросе? Когда я учился, среди нас тогда были ребята и с Кавказа , и с Украины, других республик, что сейчас уже встретишь не часто. Все ведущие страны в мире сейчас борются за новые идеи, технологии - приглашают молодых специалистов, Россия опять отстает? Разве мало молодых ребят, которые хотят жить и работать среди нас, на благо нашей Родины?

Я думаю, что такая постановка вопроса во многом связана с недостаточной информированностью уважаемого Анатолия, потому что Россия и сегодня остается очень привлекательной для абитуриентов стран СНГ, которые в силу понятных обстоятельств (незнание иностранных языков, высокая плата за обучение) пока не могут поехать учиться за рубеж для получения там более престижного, чем в России, образования. В России эта проблема легче решаема по многим параметрам. Во-первых, все ведущие вузы страны, в том числе, скажем, один из самых элитарных - МГИМО, который я представляю, - имеют специальную, довольно внушительную квоту для стран СНГ. Это известный Указ президента Ельцина от 1996 года, который так и называется "Президентский набор". Согласно этому Указу, республики СНГ имеют право отправить на обучение в МГИМО от 3 до 5 представителей данных республик, которые, если сдают соответствующие экзамены и проходят собеседование и достаточно хорошо владеют русским языком, то поступают на обучение на бюджетной основе. Те же из абитуриентов, которые не удовлетворяют нашим требованиям или не попадают в соответствующую квоту своих республик, имеют право на общих основаниях участвавать во вступительных экзаменах. Но здесь опять же для них более облегченный вариант, потому что в МГИМО действует факультет для иностранных учащихся и через этот факультет они поступают на соответствующие факультеты МГИМО, но уже на договорной основе. Должен добавить, что их оплата чуть выше, чем для граждан России. Это не касается республик Беларусь, Казахстан, Киргизия, которые наравне с россиянами имеют все права на обучение. Добавлю, что здесь представлены не только республики СНГ, но очень широко Тихоокеанский бассейн, в первую очередь Вьетнам, Китай, очень широко представлена Монголия, страны Восточной Европы, Израиль и ряд стран, где проживают эмигранты из республик бывшего СССР. Конкретно в Институте международного управления, который возглавляю я, и который входит в составе МГИМО, каждый год 10 процентов набора составляют иностранцы. Здесь и англичане, и датчане, и голландцы, много югославов, ну и из Армении, Грузии, Казахстана, из всех республик бывшего СССР. В среднем, из 50 человек 5-6, а иногда и чуть больше составляют 'иностранцы'. В этом плане Россия не отстает, я думаю, но есть, конечно, опасность, что мы со временем потеряем свои передовые позиции по очень понятным причинам, что кроме гуманитарных вузов, вузы, связанные с научными достижениями, медициной, например, требуют очень больших финансовых вложений. И поэтому отстают от мировых центров. Проблема вот здесь будет. Что касается гуманитарных факультетов и фундаментальных физико-математических факультетов, пока эта опасность отодвинута на неопределенные годы.

14:24 Питулова Надежда

Г-н Енгибарян, в течение какого времени планируется запустить программу, в ходе которой диплом одного из ВУЗов РФ будет котироваться за рубежом? Какие требования должна выполнить российская сторона?

Программа уже запущена, потому что официально это соглашение вступит в юридическую силу в 2010 году. Но подготовка студентов начата уже с этого учебного года. Что это означает? Вуз, который претендует на подготовку таких кадров, скажем, общеевропейского масштаба, должен иметь партнерские отношения с соответствующим европейским вузом. Скажем, для МГИМО это многие вузы, в том числе Сорбоннский университет и ряд ведущих вузов Европы. Лично Институт, который возглавляю я, заключает партнерские отношения с МАКгилским университетом в Монреале, с деятельностью которого я очень хорошо знаком, и Карловым университетом в Праге. Он сегодня доступен для нас по ценовым параметрам и предполагается, что наши студенты пройдут там один год обучения по бакалаврской программы и еще 6 месяцев - по магистерской программе. А иностранные студенты, соответственно, у нас. После этого только будет реально получение данного диплома. Это означает сближение наших программ с программами соответствующего вуза. По большому счету, пойдет унификация образовательных программ, насколько это возможно, при этом одни вузы будут сильнее в одном направлении, другие - в другом, но по принципиальным вопросам они обеспечат одинаковый уровень подготовки. Дело в том, что фактически сегодня в России такой уровень европейского образования могут обеспечить очень немногие вузы - Московский университет, МГИМО, Высшая школа экономики, несколько медицинских вузов и т.д., в принципе, десяток вузов.

14:26 Катя М.

Здравствуйте, в наше быстро меняющееся время я заинтересована в получении 2-ого высшего образования. Какие экономические ВУЗы в Москве считаются ведущими по направлению маркетинг (наиболее разработанными и котируемыми как в нашей стране, так и за рубежом)? Пока я остановила свой выбор на "Синергии" при Плехановской академии - что бы Вы могли о ней сказать?

Спасибо.
Ваш выбор неплохой.

14:36 Андрей Максимов, г.Москва

Расскажите, пожалуйста, о вашем Институте. Какой диплом получает выпускник Международного института управления? Диплом МГИМО? Почему вы выделились в отдельный институт?

Международный институт управления - структурная часть МГИМО. С образованием в январе 1994 года по решению правительства России Международного института управления, МГИМО получил статус университета. Сегодня в составе МГИМО действуют четыре института и пять факультетов. Университет по статусу - это наивысший образовательный орган и означает многопрофильное универсальное образование. Наши студенты получают диплом МГИМО наравне с другими структурными частями МГИМО одинакового образца, одинаковой юридической силы. Международный институт управления действует уже десять лет, имеет как очные отделения, так и вечерние отделения. На очном отделении учатся на базе школьного образования, прием обычно 55 человек в год, как на бюджетной, так и на договорной основе. Второе высшее образование - это, понятно, на базе уже имеющегося высшего образования. Программа рассчитана на три года. Занятия проходят четыре раза в неделю, включая субботний полный рабочий день. Сложность обучения в МГИМО заключается в том, что это фактически соединение двух образовательных программ - общепрофессиональная программа, скажем, в МИУ готовятся специалисты по двум направлениям - государственное и муниципальное управление и юриспруденция. По общепрофессиональному признаку здесь обеспечивается необходимый госстандарт. То есть в течение 5 лет дается примерно 8 тысяч аудиторных часов. Вторая программа - МГИМО является фактически институтом иностранных языков. И любой выпускник получает два, а иногда и три языка. Это означает, что минимум у нашего студента нагрузка в день на 2-4 часа, как правило, на четыре часа больше, чем у других вузов. В этом плане учиться, конечно, в МГИМО сложно. Нужны не только большие способности и упорство, но и необходимо здоровье. К сожалению, очень много отчислений, иногда эта цифра доходит до 20% в год. Это очень большое число. Что касается нашего института, можно вычленить еще один момент. Это то, что почти 80% профессорско-преподавательского состава - это люди, имеющие докторскую степень и звание профессора. Я не знаю другой такой структуры в стране. Еще один момент, о котором я хотел бы сказать. Это то, что мы - самодостаточная структура. Поступивший к нам студент, может потом продолжить свое обучение у нас же в аспирантуре, защитить у нас же кандидатскую или докторскую диссертацию. МИУ имеет диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Хочу отметить, что каждый год наш профессорско-преподавательский состав публикует 25-30 наименований учебников и учебных пособий. То есть мы одновременно солидный научный центр, а не только образовательная структура.

14:51 Анастасия, г.Санкт-Петербург

Уважаемый Роберт Вачаганович, в чем смысл перевода нашего высшего образования на двухступенчатую систему - "бакалавр-магистр".

Уважаемая Анастасия, я уже сказал, что не только в общеевропейском масштабе, но и в мировом масштабе идут интеграционные процессы, в том числе и унификация образовательной системы. Если мы хотим получить диплом Шенгенской зоны или действующий на территории Европы, то мы должны согласовать свои образовательные программы с европейской двухступенчатой системой - бакалавр - 3-4 года и магистр - год или два, по-разному. Но дело в том, что бакалавр у нас не считается высшим образованием, или Министерство образования считает это высшим образованием, но другие государственные институты - Прокуратура, МВД, МИД - бакалавра не считают человеком, получившим высшее образование. Вопрос требует унификации. На мой взгляд, с бакалаврским дипломом нельзя работать с МИД или в Прокуратуре, в судебных органах, занимать юридические должности.

15:01 Виктор

Кто ваши студенты, каков, уровень их подготовки до поступления в МИУ, необходимо ли при поступлении иметь практику работу в коммерческих структурах ? Какова продолжительность и стоимость обучения?

Наши студенты - молодые граждане России, в основном, 16-18 лет, а на втором высшем образовании - люди от 25 до 45 лет. На втором высшем образовании разброс очень большой. 50% - это выпускники МГИМО других факультетов: скажем, факультета международных отношения, МБДА, МЭО, которые хотят получить специальность юриста или управленца. Здесь были и губернаторы, префекты, более 30 министров автономных республик. Но это тогда, когда мы осуществляли программу обучения по форме заочно-очного образования. Сейчас у нас только вечернее образование и контингент стал другой. Среди них много представителей коммерческих структур, и силовых структур. В общей сложности мы принимаем человек 50 на второе высшее образование. Стоимость обучения - 3,5 тысячи долларов (эквивалентно рублю). На очном отделении обучение стоит 6 тысяч долларов в год. Но у нас есть и бюджетная часть. Это те, которые на приемных экзаменах набирают наивысшие баллы. Более того, студент, который в течение 3 лет учится исключительно на "отлично", освобождается от дальнейшей оплаты за обучение. То есть все возможности стимулирования есть. Добавлю, что среднеевропейские вузы, значительно уступающие МГИМО, имеют ценовую планку - 12-15, до 20 тысяч долларов в год. Но хочу добавить, что мы должны развивать систему кредитования наших студентов, которые хотят получить высшее образование, но не располагают определенными средствами. Но это отдельная большая тема. Тем не менее, мы не составляем исключения в принципах развития или в закономерностях развития цивилизации, и через какое-то время образование полностью станет платным. На ваш вопрос, кто наши студенты, я отвечу: это выпускники российских вузов и республик СНГ, из других стран, я уже говорил об этом, в основном из стран Восточной Европы, Израиля, которые предоставляют соответствующий диплом или аттестат о среднем образовании. Но они, как правило, учатся на договорной основе. Среди наших студентов много детей дипломатов, коммерсантов, ученых и пр. Должен отметить, что, как правило, обращающиеся к нам золотые и серебряные медалисты - их количество в два-три раза больше, чем свободных мест для поступления. Но я уже в течение многих лет, работая в МГИМО, убедился, что особо больших успехов и удачи добиваются дети, которые прошли репетиторские курсы. Это, к сожалению, так, и еще раз отмечу, что разрыв между средней школой и высшей школой, особенно МГИМО, велик.

15:02 Константин, предприниматель, г.Москва

Роберт Вачаганович, можно ли у вас получить второе высшее образование руководителю коммерческой компании без отрыва от работы?Спасибо.

Уважаемый Константин, у нас учится много представителей бизнеса, коммерции, в том числе и руководящий состав. Единственное условие, это в 19.00 уже быть свободным и присутствовать на наших занятиях. Разумеется, надо пройти тестирование при поступлении, заключить с нами договор, который предполагает обучение на платной основе. Вы знаете, что в нашей стране Конституция не гарантирует, что второе высшее образование может быть бесплатным, в отличие от первого.

15:06 Елена Леонидовна, преподаватель

Какие позитивные изменения претерпела Высшая школа за последние годы? На благо ли высшей школе, по-вашему, пошло введение платного образования? В чем Вы видите плюсы и минусы платного обучения?

Уважаемая Елена Леонидовна, платное образование - это не желание отдельных вузов и руководителей этих вузов, а необходимость, так как вам известно, что государственное бюджетное финансирование далеко не покрывает все расходы конкретных вузов и по примеру, скажем, МГИМО, достигает в лучшем случае 20 процентов своих расходов. Перед вузами стояла задача или ликвидироваться, перестать существовать, или перейти к платному обучению. На мой взгляд, платное обучение больше мобилизует студентов, и что очень важно, - обеспечивает хотя бы минимальные, уже не говорю высокие, зарплаты преподавательскому составу. В противном случае ни один высокопрофессиональный кадр - юрист, экономист, финансист - не останется при такой зарплате в вузе, пойдет в рыночную структуру.

15:11 Сергей

Насколько реально сегодня поступить в МГИМО? Какие новые наиболее востребованные временем специальности появились на ваших факультетах и кафедрах за последнее время?

В МГИМО поступить очень реально, о чем свидетельствует тот факт, что 45 регионов России представлены сегодня в МГИМО. Это очень большая цифра и никогда так широко образовательная деятельность МГИМО не распространялась. МГИМО в основном получали образование когда-то только москвичи, поэтому название было - Московский Государственный международный институт, а теперь это звучит как федеральная ценность. В МГИМО поступают, как правило, одна треть - это золотые медалисты, и по социальному составу абсолютно видно, что здесь представлены дети всех слоев нашего населения. Это зависит только от усердия и способностей поступающего ребенка. Какие новые специальности появились? Их много, я все не перечислю, но хочу особенно отметить, что впервые мы готовим высокопрофессионального госчиновника-международника. Хочу особо отметить появление Института международного права в составе МГИМО. Этот Институт готовит специалистов по европейскому праву. То есть они наравне с выпускниками европейских вузов могут работать, вести судебные процессы, представлять интересы России в Европе. Из правовых аспектов интересно сказать, что недавно, год назад, мы открыли кафедру адвокатуры. Потому что это очень востребованная профессия. Часто приходится представлять наши интересы за рубежом. Другие юридические вузы этого не могут, потому что они дают профессиональное содержание, но дают его без языка и без сравнительного правоведения.

15:13 Татьяна Логинова, г.Москва

Добрый день, в последние годы стало очень престижно получать второе, а иногда и третье высшее образование. С чем, по-вашему, это связано?

Я с вами согласен, уважаемая Татьяна, что второе образование стало очень престижным получать, по многим причинам. Во-первых, не часто занимаемая работа связана с образовательной направленностью, базой данного человека. И второе, что более важно, человек понимает, что ему нужно повысить свой образовательный уровень или же пойти по велению своей души. Но часто, как правило, это связано с прагматическими, прикладными соображениями. Люди приходят сюда во многом исключительно осознанно, знают, чего хотят, и очень требовательны к образовательным программам. Всем понятно, что наличие диплома еще ни о чем не говорит, сегодня нужно обеспечить еще и содержание. Сложности состоят в том, что надо платить за второе высшее образование и найти свободное время для прохождения этой образовательной программы. Спасибо за вопрос.

15:19 Ольга, студентка

Уважаемый Роберт Вачаганович, каким образом проводится обучение в вашем вузе - традиционно: лекции, семинары или по западным методикам: деловые игры, тренинги-"погружения", самостоятельная работа студентов и другие активные формы занятий?

Уважаемая Ольга, на наших занятиях мы практикуем как традиционную методику для фундаментальных теоретических дисциплин, так и самостоятельные работы. Это тесты, в основном, которые даются студентам для решения. Это большая практическая нагрузка, означающая пребывание студентов в различных ведомствах, учреждениях. Это судебные инстанции, управленческие структуры. А что касается языковых предметов, то здесь у нас часть предметов ведут приглашенные специалисты из Англии, Америки, других стран. Скажем, "Гражданское право". У нас не только языковые, но и чисто профессиональные дисциплины ведут приглашенные специалисты из-за рубежа. Сейчас в МИУ в данный момент ведут занятия два приглашенных преподавателя из Стамфордского университета и Лос-Анджелесского университета. Эти занятия проводятся для студентов уже третьего курса, достаточно хорошо владеющих английским языком, а более точно - юридическими аспектами английского языка, потому что здесь фигурируют несколько тысяч английских слов, необходимых для ведения судебного процесса. И когда читает иностранец, специалист по данному предмету, языковая подготовка должна быть очень высокой для объяснения смысловой нагрузки, тех предложений, тех слов, которые дает преподаватель.

15:23 Галина Мещерская

Можно ли говорить об уже сформировавшемся, по крайней мере, в Москве, российском рынке бизнес-образования. Какие Вузы можно назвать вашими конкурентами на этом рынке? Спасибо.

Уважаемая Галина, монополист в любом направлении не только не одобряется, но и наказуем по законодательству. К сожалению, конечно, мы еще в своей деятельности, в своей направленности особых конкурентов не имеем, но считаем, что по многим схожим с Московским университетом образовательным программам, они нам достойные партнеры. В последние годы серьезно поднимается, набирает силу Высшая экономическая школа, возглавляемая ректором Кузьминовым. Число наших студентов всех курсов вместе составляет чуть больше 4,5 тысячи человек, а численность студентов Высшей экономической школы уже превышает 20 тысяч студентов. Я думаю, что нам такой объем преодолеть очень сложно. Поэтому мы особый упор делаем на качество своей деятельности. Этим мы не намекаем, что у наших друзей-конкурентов качество не соответствующее, но и о себе знаем, что мы такой объем в ближайшие годы не осилим и будем придерживаться тех параметров, которые есть. Конкретно такую линию провозглашает ректор МГИМО, член-корреспондент РАН Торкунов Анатолий Васильевич.

15:25 Мария

Преподавательский состав Международного института управления составляют те же преподаватели, что и МГИМО?

Уважаемая Мария, любой преподаватель МИУ - он же и преподаватель МГИМО. У нас есть специалисты, которые заняты исключительно в МИУ и преподаватели, которые приглашаются со всех кафедр и факультетов МГИМО университета. Значительное число приглашенных преподавателей и из Московского университета, и из РАГСа и т.д.

15:27 Александр

Какие требования Вы предъявляете к абитуриентам? Ограничен ли возрастной ценз, обязательно ли знание иностранного языка?

Требования к абитуриентам, уважаемый Александр, те же, что и требования, установленные Министерством образования для всех вузов страны. Что касается возрастного ценза, то для очного образования - это 30 лет - максимальный возраст, а для вечернего образования - 45 лет. Знание иностранного языка желательно, но необязательно. Обязательно знание иностранного языка на уровне школьной программы.

15:30 Светлана Рогожина

Существуют ли у вас в Институте мастер-классы, где читают курсы и проводят практические занятия известные российские и иностранные специалисты?

Курсы мастер-класса существует в МГИМО. У нас они также практикуются при необходимости. Скажем, дисциплину "Межнациональные отношения" у нас читает уже 10 лет бывший министр по делам национальностей России Михайлов Вячеслав Александрович, или курс "Правовые основы сотрудничества со странами СНГ" - читает Сергей Шахрай, тоже известная фигура, который может считаться одним из авторов действующей Конституции. Но, к сожалению, нагрузка аудиторная очень большая для наших студентов, мы особого развития этому направлению не даем. Наоборот, мы развиваем, скажем, театр на английском языке в нашем институте, хор, потому что, как известно, кроме учебы еще кое-что нужно, особенно для души и для досуга. Стараемся нагрузку ставить в разумных пределах.

15:34 Борис Новицкий, предприниматель

Добрый день, Роберт Вачаганович, можно ли в МИУ пройти обучение по индивидуальной программе, существуют ли у вас такие индивидуальные программы, разработанные вашими преподавателями для наиболее "продвинутых" слушателей (студентов) вашего института? Я, например - президент фирмы. У меня высшее экономическое образование, но я ощущаю недостаток знаний в области менеджмента, мировой экономики, международного права. Могу ли я поступить в ваш институт и пройти ускоренный курс обучения по индивидуальной программе? Что для этого мне необходимо сделать? Спасибо.

Уважаемый Борис, индивидуальная программа предусмотрена правилами высшего образования и в конкретных определенных случаях она может быть применена. Конкретно эта программа может быть применена для второго высшего образования. Но, как я уже говорил, особенность нашего института заключается в том, что есть необходимость глубокого профессионального изучения иностранных языков. С одним иностранным языком МИД не берет на работу, нужны два языка. Поэтому упор делаем на это. На втором высшем образовании, если человек не претендует на работу в МИД, можно ограничиться одним иностранным языком. Наши вечерники учатся четыре дня, то есть каждый день они по 2 часа изучают иностранный язык, потому что наличие диплома МГИМО предполагает знание иностранного языка. Если вы владеете им на достаточном уровне, пожалуйста, обращайтесь к нам. Если нет, то вы должны пройти трехгодичный полный курс.

15:37 Вера Орлова

Роберт Вачаганович, а как вы смотрите на такую форму обучения, которая бы позволила студентам комбинировать знания из различных областей, которая позволила бы готовить специалистов на "стыке" существующих специальностей, например, таких как юрист-экономист?

Уважаемая Вера, вы очень близко подошли к вопросу, который я до сих пор не раскрыл. Это мы сегодня уже применяем на первом высшем образовании. Специальность "юриспруденция" с квалификацией "юрист" у нас получает специализацию "Правовое регулирование рыночной экономики", то есть мы готовим юриста для работы в рыночных условиях. Он на 60%, если так грубо говорить, юрист, на 40% - экономист. Поэтому дается очень большой блок экономических дисциплин. Это менеджмент, маркетинг, предпринимательское право, финансовое право, банковское право, таможенное право, налоговое право. На третьем курсе даже есть математика в рамках дисциплины "Статистика и информатика". Так вот, можно сказать, что наш выпускник многопрофильный и очень востребован рынком.

15:39 Елена

Что будет с системой высшего образования после того, как Россия подписала Болонский протокол?

Россия в действительности подписала Болонский протокол, что подразумевает постепенную унификацию нашей образовательной программы с европейской образовательной программой. Разумеется, речь идет об образовательных программах высших школ. Для этого мы переходим к рейтинговой системе обучения, к кредитной системе оценок и двухступенчатой форме образовательных программ "бакалавр-магистр".

15:40 Геннадий

Роберт Вачаганович, вы готовите управленцев-международников, а какова их востребованность в нашей стране, где они работают после окончания института?

Востребованность наших кадров почти 100-процентная. Они работают в основном как в госсекторе, в госучреждениях, в исполнительной структуре, судебной системе, так и в коммерческих финансовых структурах.

15:45 Алла

Ваше отношение к введению ЕГЭ?

Уважаемая Алла, я знаю, что наш бывший министр Филиппов, на мой взгляд, очень прогрессивный, ищущий человек, ярый сторонник ЕГЭ. То, что ЕГЭ имеет много интересного и позитивного и, в первую очередь, дает возможность поднять регионы на определенный уровень - это факт. Но то, что ЕГЭ сегодня в наших условиях может сыграть негативную роль, тоже реальность. Объясню: ряд вузов - это, в первую очередь, МГУ, МГИМО и несколько других - значительно опережают своих коллег-вузов. ЕГЭ будет означать понижение их уровня до необходимого средневысшего уровня. Поэтому ЕГЭ надо применять, на мой взгляд, выборочно, не распространяться, хотя бы на десяток передовых вузов страны, Дать возможность вузам самостоятельно решать этот вопрос. Я знаю, что академик Садовничий, ректор МГУ, не ярый сторонник ЕГЭ, а в МГИМО ЕГЭ будет применяться частично. Ряд ведущих предметов будет приниматься у нас. То есть полностью распространение ЕГЭ в МГИМО сегодня не предусматривается. Это позиция нашего ректора и ректората.

15:56 Ольга Александровна

Добрый день! я знаю, что при МГИМО существует профильная школа. Какими преимуществами при поступлении пользуются ее выпускники? Не секрет, что МГИМО - вуз детей обеспеченных чиновников и олигархов. Существует ли демократичный подход при вступительных экзаменах или графа - родители - является основополагающей? Когда прекратится безобразная парковка машин студентов в 2 ряда на ул. Лобачевского (проехать невозможно)?

Первое. Скажу, что ряд школ иногда абсолютно беспочвенно объявляет себя при МГИМО или имеющищими с МГИМО определенные правовые отношения или соглашения. Но подчеркну, что ни одна школа не имеет конкретного договора с юридическими последствиями МГИМО, что их выпускник будет пользоваться определенным преимуществом при поступлении в МГИМО. Это ясная и четкая позиция. Мы не имеем нигде филиалов, и, как я уже сказал, при МГИМО мы не имеет никаких школ. Что касается родителей, то это вопрос многогранный, любой ребенок может гордиться своим родителем. Если к нам поступает ребенок известного родителя, то и вуз может этим гордиться. Скажем, у меня учится сын Юрия Башмета. И мы, и он гордимся Юрием Башметом. И много всего в таком плане. Насчет парковки. Конечно, это возмутительный факт, и во многом это объясняется просто гражданской незрелостью и наших граждан, и наших студентов. Есть студенческая платная стоянка, и преподавательская платная стоянка за символическую плату - 10 рублей для студентов, 50 рублей - для преподавателей в месяц. У нас большая территория, и места хватает для всех. Но где-то между 14.30 и 16.00 образовывается пробка, пробиться через которую очень сложно. Почему? Во-первых, за некоторыми студентами подъезжает ряд служебных автомашин. Во-вторых, подъезжает много молодых ребят, чтобы вести своих подруг домой по окончании занятий в институте. И, в-третьих, дополняют эту картину автомобилисты, .занимающиеся частным извозом. Вот в результате всего этого и создается такая неприглядная картина. А открыть шлагбаум перед МГИМО мы не можем, потому что это место предназначено для официальных делегаций, которые приезжают к нам каждый день с официальным визитом. Многие известные политические деятели в свои поездки включают посещение МГИМО и выступление перед студентами, с учетом того, что это будущая политико-дипломатическая элита России.

16:03 Издание ВУЗы России

г-н Егибарян, какие принципы лежат в основе построения Ваших отношений со студентами и слушателями.

Уважаемое издание "Вузы России", подтекст вашего вопроса мне непонятен. Какие могут быть отношения между профессором и юным студентом, кроме абсолютно понятных и установленных правилами высшего образования? Скажу, что у нас более чем доброжелательное отношение к нашим студентам, это наши дети, это дети наших коллег, наших знакомых или родители наших студентов, которые в последующем в процессе обучения своих детей становятся также нашими знакомыми, это дети, которые через несколько лет становятся сами нашими коллегами. Любые не выходящие из рамок правил отношения буквально через месяц, не больше, становятся гласными. Пока я не помню случая, чтобы мы наказывали за "неуставные" отношения какого-либо преподавателя. Запрещается репетиторствовать со студентами. Если с абитуриентами репетиторствуют преподаватели, и это данность, от которой мы не можем отказаться, но и не поощряем, то дополнительные занятия со студентами за плату наказуемы. Я не понимаю, какие другие отношения могут существовать, кроме совместного пения в хоре, плавания в бассейне (для мужчин-преподавателей), или игры в театре.

Я извиняюсь за то, что не смог ответить на все вопросы, так как их было очень много. Но самые стратегические вопросы общего характера получили, на мой взгляд, свое освещение. Я хочу выразить свою благодарность редакции газеты "Известия", что именно сейчас, перед началом вступительных экзаменов в вузы, редакция организована эту интернет-конференцию, которая во многом поможет разъяснению наших позиций широким кругам родителей и абитуриентов. Хочу еще сказать, что "Известия", на мой взгляд, остаются солидной, выдержанной, любимой газетой миллионов людей, в том числе и я являюсь горячим поклонником этой газеты. Спасибо за приглашение.





ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz