Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ:"МЫ ПРЕНЕБРЕГАЕМ ТЕМ, ЧТО ВОСПИТЫВАЕТ ДУШУ, - ИСКУССТВОМ В ШКОЛЕ"

В этом году в российских и международных музыкально-педагогических кругах отмечают 100-летие со дня рождения Дмитрия Кабалевского. Кабалевский был не только одним из виднейших композиторов своего времени, но он много лет жизни отдал педагогике. Причем не профессиональной, консерваторской, а педагогике в общеобразовательной школе, создав свою программу преподавания музыки и новый подход к искусству в общем образовании. Именно Кабалевский создал журнал "Искусство в школе" (его первое название - "Музыка в школе"). О проблеме преподавания искусства в школе с нынешним главным редактором журнала доктором психологических наук Александром МЕЛИК-ПАШАЕВЫМ беседует обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Это редкость, когда человек, успешно работающий и имеющий имя в большом искусстве, считает нужным отдать годы и силы общему образованию. Рядом с Кабалевским можно поставить только художника Бориса Неменского. Но ведь если не будут вырастать поколения людей, которые понимают и ценят искусство, самим профессионалам от искусства придется перейти в сферу обслуживания тех, кто ничего в искусстве не понимает...

- То есть тех, кто говорит: "Классные мотивчики нам на мобилу сочиняют эти ребята - Моцарт с Бетховеном".

- Ну да. Собственно, я бы не стал даже кидать камень в этих непонимающих: они не виноваты, что их в школе не научили.

- Сейчас уже далеко не все знают, что сделал Кабалевский...

- Прежде всего он, как и Неменский, поднял значение искусства в общеобразовательной школе. Изменил его статус. И второе: установился приоритет творческих задач в художественном образовании. Когда техника, навыки - все то, что раньше было самоцелью, - превращаются в средство воплощения творческих замыслов ребенка. Искусство стали преподавать как искусство. И то, и другое - это очень важные позиции и для нашего журнала "Искусство в школе".

- Все это замечательно. Но разве можно говорить о том, что такое отношение к искусству действительно утвердилось в школе?

- Нет, конечно. К сожалению, прагматический подход преобладает и сегодня. Приоритеты образовательной политики - это электроника, экономика, юридическая грамотность, иностранный язык; ну вот, здоровье сейчас стали пропагандировать... Я считаю, что эта политика крайне близорукая. Ведь существуют душевная отзывчивость человека, способность понимать другого (а это связано с приобщением к духовным ценностям человечества, к прошлому, к будущему); чувство ценности самой жизни. Все это в светском общем образовании может развиваться главным образом в сфере гуманитарно-художественной. Парадокс в том, что если человек растет бездушным, если все эти общечеловеческие ценности ему чужды, то чем лучше он владеет электроникой, карате, языками, чем грамотнее он юридически и экономически, чем он здоровее, тем хуже.

- Тем опаснее он для общества...

- Да (смеется). Все то, что мы развиваем, хорошо при наличии чего-то главного - духовного, душевно-нравственного. Если этого нет, то все остальное может стать разрушительным. Мы пренебрегаем тем, что может воспитывать душу, - искусством в школе. Его стараются выдавить: сократить часы, скинуть куда-нибудь в школьный или в региональный компонент. Или на дополнительное образование.

- Искусство в школе - это пение, рисование и мировая художественная культура (МХК)?

- Я думаю, что такими предметами могут быть литература, МХК, музыка (а не пение), изобразительное искусство (а не рисование).

- Вам наверняка возражают, что без искусства в школе можно легко обойтись (дети и так страшно перегружены)...

- Это крайне неразумно и нелогично, потому что известно, что чем больше искусства, тем лучше состояние детей, тем более успешно они осваивают другие предметы. Искусство и художественное творчество не усиливают, а снимают перегрузки. Так и должно быть: ведь перегрузки возникают в первую очередь не от того, сколько материала мы осваиваем, а от направленности этих занятий. Если нет выхода творческому существу человека (это высокопарно звучит, но человек - и большой, и маленький - по природе творец), то ему тяжело. Это нормальное состояние человека: быть в определенном диапазоне возможностей творцом. А в детстве самым легким и приятным способом этого можно достигать в сфере художественного творчества.

- Название журнала говорит о том, что он посвящен всем искусствам, а не какому-то одному?

- Да. Он сначала назывался "Музыка в школе". Но потом Кабалевский решил, что нужно освещать вопросы преподавания всех искусств. Осуществил это, изменив название, уже не он, а его ученик Геннадий Пожидаев. Наша позиция такая: искусства все различны, но в своих глубинных основаниях они едины: и по тому, как человек относится к жизни, чтобы создать художественный образ, и по принципам психологическим и педагогическим... И педагог, который это понимает, преподает и свой отдельно взятый предмет лучше, чем тот музыкант, который изучает только музыкальную педагогику... Мы стараемся о каждом предмете писать так, чтобы педагог другой художественной дисциплины мог там что-то найти и для себя. И в этом большая трудность нашего журнала: большинство педагогов предпочитают разговор в узких рамках собственного предмета.

- У вас в журнале есть статьи и о литературе...

- Да. Мы включаем литературу в эстетический цикл и даже предполагаем, что, может быть, она станет стержнем всего цикла. Мы говорим о преподавании литературы как искусства. Но преподавать предмет как искусство - это значит дать возможность ребенку самому создавать художественное произведение в этом виде искусства. Если это литература, то он должен с ранних лет создавать полноценные художественные тексты в пределах возрастных возможностей. Именно на этой основе он начинает понимать взрослых авторов. Ключ к пониманию искусства - это собственный (пусть небольшой) творческий опыт. Никому же не придет в голову заниматься изобразительным искусством, не беря в руки краски, а только разговаривая о картинах. А в литературе так и происходит. Стандартные школьные сочинения не являются литературными текстами.

- Не случайно нынешние дети почти не читают... У вас в журнале есть и театр, и внешкольные занятия...

- И, конечно, МХК. Мы будем уделять все большее внимание этому предмету: от него в конечном счете зависит, станет ли выпускник школы наследником человеческой культуры. В последнее время мы публикуем и материалы по экранным искусствам. Это некая подготовка к включению кинообразования в общее образование. Ведь в реальности экран сегодня больше влияет на нравственно-эстетическое сознание детей, чем великие классические искусства прошлых веков. Но влияет бесконтрольно: мы не даем детям никаких ориентиров.

- И вы думаете, что со временем можно будет ввести такой раздел в школьную программу?

- Конечно. Если есть МХК, то как культура ХХ-ХХI веков может преподаваться без кино?

- Предназначен ли журнал только для школьных учителей?

- Название журнала уже, чем его содержание. Он, конечно, может найти применение и в дошкольном, и в специальном, и в домашнем художественном образовании.


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz