Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЭТО НАДО ЕЩЕ УСВОИТЬ

В Президиуме Российской академии наук прошла российско-американская научная конференция "Исследовательские университеты". Среди ее организаторов - Российская академия наук, Министерство образования и науки и Американский фонд гражданских исследований и развития, который работает в России уже около 10 лет. Разговор шел на одну из самых актуальных тем - необходимость интеграции науки и образования. И американские университеты, где эта интеграция процветает со времен Бенджамина Франклина, - один из лучших примеров, откуда можно почерпнуть этот новый для России опыт.

Свыше 100 руководителей российских и американских университетов обсудили, что должен представлять собой исследовательский университет в российских условиях, и выяснить, что необходимо нашим университетам, чтобы стать первоклассными научно-исследовательскими учреждениями. Если говорить казенным языком, на конференции обсуждены нужды и потребности исследовательского университета по шести направлениям: инфраструктура университета; управление исследованиями; взаимоотношения с промышленными предприятиями; финансирование; привлечение средств; взаимоотношения с Национальными лабораториями и академическими институтами.

Посол США в России Александр Вершбоу развернул перед ректорами широкую историческую панораму. Традиции исследовательского университета были заложены еще первым американским академиком Бенджамином Франклином, который обратил внимание на то, что науки и образование взаимно обогащаются энергией. Во многих американских штатах именно университеты обеспечивают главный приток финансовых поступлений в местные бюджеты, связанные с новой технологической базой. Государственная поддержка научно- исследовательских и конструкторских работ, которые проводятся в университетах, возрастает каждый год. По словам Александра Вершбоу, с 1992 года общая сумма правительственной поддержки США российской науки и образования превысила $500 млн., осуществлено 130 партнерских проектов.

По мнению министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО, исследовательские университеты - это структура, позволяющая создать именно ту экономику знаний, о необходимости которой говорят с каждой трибуны. Иначе Россия не сможет стать достойным игроком в мировой политике ни сегодня, ни в исторической перспективе. Министр не стал утруждать себя перечислением всех бед российской науки и образования - их собравшиеся знали назубок и без напоминаний. Андрей Фурсенко коснулся лишь "проблемы мостиков" - перехода от дошкольного образования к школьному, от школьного к вузовскому и далее - от вуза к науке. Поскольку ни один бренд в мире не звучит, как подметил Андрей Фурсенко, так громко и привлекательно, как бренд американского университета, то российскому образованию будет весьма полезно почерпнуть этот опыт. Конечно, американский опыт не должен копироваться слепо, у российского образования есть свои неплохие традиции. Хотя и непонятно, как ими распорядиться, поскольку до сих пор неясно, какого человека мы хотим воспитать через 10-15 лет, - проблема и для образования, и для науки, и для бизнеса. Вундеркиндов никто воспитывать не собирается, а социальный заказ из-за того, что неизвестно, куда будет развиваться страна, так и не сформирован, опечалился министр.

Вице-президент РАН академик Валерий КОЗЛОВ рассуждал о том, каковы критерии отнесения университета к категории исследовательского. В стране 25-30 университетов, с которыми РАН имеет давние связи и которые можно было бы назвать исследовательскими: МГУ, физтех, Санкт-Петербургский университет, Новосибирский и Нижегородский университеты, МГТУ имени Баумана... Валерий Козлов сказал об идее создания академической Ассоциации исследовательских университетов.

Ректор МГУ академик Виктор САДОВНИЧИЙ впервые услышал термин "исследовательский университет" 8 лет назад в Китае, когда посещал Пекинский университет. Сегодня наука в российских университетах - в зоне особого риска (заказы в экономике потеряны, новые не поступили, инновационная зона очень далека). Нужно развивать законодательную базу, связанную с исследовательскими университетами, решить вопросы интеллектуальной собственности, интегрировать финансовые потоки. Академик Садовничий выдвинул идею создания негосударственной структуры - Корпорации исследовательских университетов США и России. По мысли ректора МГУ, если ввести рейтинг 100 лучших исследовательских университетов в мире, 10-20 таких вузов окажутся российскими.

Ректор МГТУ имени Баумана Игорь ФЕДОРОВ заметил, что лучшие технологические университеты в мире являются исследовательскими. Ректор МГТУ говорил о критериях исследовательского технического университета: постоянное развитие научных и научно-педагогических школ; высокий авторитет на федеральном и мировом уровнях; выпуск специалистов первой исследовательской ступени по основным инженерным направлениям и по основным направлениям гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного цикла. Это и обязательное наличие научно-исследовательских подразделений, способных вести комплексные исследования. Возможность исследований на стыке наук - одно из основных преимуществ исследовательских университетов, которое можно реализовать на базе НИИ в структуре университетов.

На конференции было сделано сообщение о том, что в апреле 2004 года Американский фонд гражданских исследований и развития и Благотворительный фонд Владимира Потанина начинают совместную программу подготовки современных менеджеров в области управления исследованиями в российских университетах. Цель - поддержать следующее поколение российских ученых и вузовских преподавателей; помочь университетам овладеть современными методами управления научными исследованиями.





ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz