Начало

История изучения

Публикации

Исторические карты и планы

Поволжская Археологическая Экспедиция

Фотогалерея

Виды Селитренного городища

В начало

Марс

 Пишите нам

Гостевая книга

Новости

Новости

ФОТОГРАФИЯ - САМОЕ ДЕМОКРАТИЧНОЕ ИЗ ИСКУССТВ, А ЗНАЧИТ - И ОБЩЕДОСТУПНОЕ

Москва вновь стала фотографической столицей мира - стартует V Фотобиеннале, проводимая Московским домом фотографии под руководством Ольги Свибловой.


Без Манежа

- И что вы хотите от меня услышать? Что Фотобиеннале не будет? Не дождетесь! Фотобиеннале будет! Но на других площадках, - прокричала Ольга Свиблова на следующий день после пожара Манежа. Все последние годы Манеж был главным местом Фотобиеннале - туда вмещалась едва ли не половина всей выставки. Манеж буквально зомбировал зрителей, и те немедленно после посещения Фотобиеннале шли в соседний магазин, покупали мыльницу (а то и дорогую камеру) и тоже начинали фотографировать. А почему бы и нет: фотография - самое демократичное из искусств, а значит - и общедоступное.

Многие тогда (в том числе, кажется, и автор этих строк) ворчали, что, мол, такая концентрация фото в одном месте - это слишком, что количество не переходит в качество, да и вообще лучше меньше, да лучше. Теперь все в тоске - теперь Фотобиеннале рассредоточилась по небольшим выставочным залам, и зрителям придется мотаться из одного конца Москвы в другой. Впрочем, на качество выставки место ее проведения едва ли повлияет. Другое дело, что произошли странные встречи: в Галерее Зураба Церетели (то есть как бы в Академии художеств) свои провокационные и, прямо скажем, пока еще недостаточно академические работы покажет Олег Кулик. Встреча двух арт-лидеров, конечно, случайная, вынужденная. Но вполне показательная: наша художественная жизнь постепенно теряет многообразие, разнонаправленность, полярность, если угодно, и становится такой одинаковой, что различия между Церетели и Куликом кажутся совсем несущественными.

Темы биеннале

У нынешней Фотобиеннале три темы: город, идентификация и новые технологии.

Город. Будет очень много видовых, геополитических и почти туристических выставок. Нью-Йорк, Париж, Рим, а также Москва, Рязань, Самара, Петербург, Архангельск и т.д. Съездили, поснимали, представили. Некоторые проекты довольно скучные. Другие - потрясающие, например, уникальная съемка Чукотки, сделанная Александром Сориным. Впрочем, интересны даже откровенно открыточные снимки: скажем, Рим в фотографиях прошлого века. Открытками-то эти снимки кажутся сегодня, а тогда были новой технологией, пришедшей на смену видовым картинам и гравюрам.

Новые технологии сегодня - это в первую очередь цифровая съемка. Смешная ситуация: фотографы-любители, то есть в данном случае зрители Фотобиеннале, оказались гораздо прогрессивнее фотографов-профессионалов - дилетанты давно уже перешли на цифру, а мастера все еще перематывают пленку. Впрочем, даже профессионалы признают: через несколько лет пленочных аппаратов не будет вовсе. Еще одна новая технология - компьютеры: на них сегодня обрабатывают свои фото даже те, кто снимает на пленку. О первых результатах экспансии новых технологий в художественную фотографию можно будет судить по некоторым выставкам Фотобиеннале - в частности, по французской экспозиции "Цифровое Арт Видео".

Идентификация - лучше, наверное, все-таки сказать "идентичность". Но в любом случае - тема дико модная в последнее время и практически всеобъемлющая. Про идентичность может быть все - и "Другая сторона Китая", и "Иранская фотография", и "Среднерусская античность" (проект Владимира Куприянова), и "Ленинградский фотоандеграунд 1970-х годов", и, конечно, антиглобалистская выставка из Франции "В поисках идентичности". Для России идентичность - это вообще главный вопрос: кто мы, где мы и что делать. Так что должно быть интересно.

Наши и иностранцы

У Фотобиеннале всегда была двойная задача: во-первых, показать российской публике шедевры западной фотографии, во-вторых, промотировать наших фотографов. С первой задачей биеннале успешно справляется - к нам привозили Ньютона и Араки, Лейбовиц и Сару Мун. В этот раз привезут восхитительную Орлан и очаровательную Ширин Нешат. Обе, кстати, очень резкие и жесткие фотографы, пронзительные и шокирующие. Но, честно говоря, кажется, что наша публика уже готова к тому, чтобы смотреть не только гламурные фотографии, упиваясь красотой цвета и изысканностью фигуры.

Со второй задачей биеннале сложнее. Наших фотографов за последние годы действительно стало больше, но лучше они практически не стали. Есть у хорошей фотографии такой простой, даже, я бы сказал, примитивный критерий: можно ли представить тот или иной снимок на обложке какого-нибудь журнала. Пойдете на Фотобиеннале и увидите, что для такой гипотетической обложки пригоден едва ли не каждый второй иностранный снимок, а наших - от силы штук пять-шесть. В том числе, кстати, фото из серии "Фрагменты" Олега Кулика. Обратите внимание.

Десять хитов Фотобиеннале-2004

ОРЛАН (собрание автора, Франция). Одна из самых знаменитых (и скандальных) фотографов в мире. Ее тема - мутации, гибриды, человеческое тело, инаковость, идентичность. Например, ее автопортреты - гибрид лица и африканских ритуальных масок. Центральный дом художника, с 21 апреля.

ИРАНСКАЯ ФОТОГРАФИЯ (выставка представлена несколькими французскими галереями и авторами). Четыре иранских художника, двое из которых - Аббас Киаростами и Ширин Нешат - известны во всем мире. Киаростами фотографирует пейзажи. Возможно, это поиски натуры для его фильмов. А может, и просто хобби. Но в любом случае в последние годы он выставляет свои снимки (как и рисунки и видео) на художественных выставках. Имеют большой успех. Работы (видео и фотографии) Ширин Нешат - как правило, о мусульманских женщинах и гендерных проблемах в тоталитарных (читай - маскулинных) сообществах. Ее самая знаменитая фотосерия "Женщины Аллаха" - про воинов и террористок. Вещи очень сильные (неоднократно воспроизводились на обложках западных журналов) и неожиданно актуальные для Москвы. Центральный дом художника, с 21 апреля.

ЛОРЕН ГРИНФИЛД. Girl Culture (выставка представлена Agencies VII, Франция, Grazia Neri, Италия). Девчоночья жизнь - дико модная тема. Эмоции, пластика, чувства, мечты девочек - о них выставка фотографа-женщины. Московский Музей современного искусства (филиал), с 22 апреля.

УИЛЬЯМ КЛЯЙН. Париж + Кляйн (выставка представлена Европейским домом фотографии, Франция). Кляйна представлять не надо - классик. Его выставки МДФ привозит в Москву чуть ли не ежегодно. В этот раз он впервые покажет снимки Парижа. Галерея искусств Зураба Церетели, с 22 апреля.

ЭМИЛЬ ХЕЙЛБОРН. Футурум (выставка представлена Bildens Hus, Швеция). Фотографический дневник Эмиля Хейлборна, родившегося в Петербурге в 1900 году, переехавшего в Швецию в 1914-м, путешествовавшего по Америке, потом вернувшегося в Швецию и в 30-е годы ставшего чемпионом Европы и мира по стрельбе из лука. Московский дом фотографии, с 21 апреля.

АНТАНАС СУТКУС. Ретроспектива (собрание автора, Литва). Суткус - классик литовской фотографии, да и мировой тоже. Уже хотя бы поэтому нужно идти на выставку. Его снимки в основном про повседневную жизнь. Центральный дом художника, с 21 апреля.

В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ (выставка представлена Национальным фондом современного искусства, FNAC, Франция). FNAC традиционно привозит в Москву великолепные выставки. Название нынешней говорит само за себя: речь пойдет о национальной идентичности в эпоху глобализации. Новый Манеж, с 20 апреля.

ПАРИЖ ГЛАЗАМИ ФОТОГРАФОВ (выставка представлена Национальным музеем современного искусства, Центр Помпиду, Франция). Разные фотографы разных эпох снимали Париж. По ним можно представить, как выглядел город 50 или 100 лет назад. Выставка немножко ностальгическая - такого Парижа больше нет, о нем сохранились лишь фотографические мемуары. Новый Манеж, с 20 апреля.

РИМ В ФОТОГРАФИЯХ. С 1850 года до наших дней (выставка представлена Museo di Roma - Archivo fotografico comunale). Потрясающей красоты виды Рима. Такой коллективный фотографический Пиранези. Московский дом фотографии, с 21 апреля.

ФОТОЛИГА - НЬЮ-ЙОРК. 1936-1951 (выставка представлена Admira, Италия). Фотолига - общественная организация нью-йоркских фотографов. Занималась съемками Манхэттена, а потом и других районов города. Снимали в основном рабочие кварталы, то есть это образец американской социальной фотографии. Лига просуществовала всего пятнадцать лет - но тоже немало. Отчет о проделанной работе - на фотобиеннальской выставке.

Галерея искусств Зураба Церетели, с 22 апреля.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

© Рудаков В.Г. - NEKTO 2009г.


Hosted by uCoz