1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

В. Г. Рудаков (Москва)

К вопросу о двух столицах в Золотой Орде и местоположении города Гюлистана

Статья опубликована в сборнике: «НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ А.П. СМИРНОВА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ ВОЛГО-КАМЬЯ». Материалы научной конференции.Труды ГИМ. Вып. 122. М. 2000 г.Отв. ред. И.В. Белоцерковская.

Стр. 305-323.

Данная публикация является вторым вариантом статьи «Вопрос о существовании двух Сараев и проблема локализации Гюлистана». Здесь сокращена историографическая часть, зато значительно более полно и подробно рассмотрены письменные источники и картографический материал.

 

В последнее время вновь встал вопрос о существовании в Золотой Орде двух столиц - Сарая (“Старого”[1] Сарая) и Нового Сарая. Целью данной работы является попытка разрешения этой проблемы, а также связанного с ней вопроса о местонахождении города Гюлистана.

Существует два археологических памятника, которые по своему местоположению, площади и богатству находок могут претендовать на роль столицы Золотой Орды. Одним из них является Селитренное городище, находящееся на восточном берегу нижнего течения реки Ахтубы, второго рукава Волги, в 110-120 км от г. Астрахани. Другим - Царевское городище, расположенное на том же берегу Ахтубы, но в верхнем ее течении, примерно в 70 км от центра г. Волгограда. Расстояние между этими памятниками - около 270 км. В прошлом развалины близ с. Селитренного назывались “Джигит-Хаджи”, так как здесь была могила мусульманского святого, которую посещали татары, жившие поблизости (Егоров, Юхт, 1986. С. 235; Паллас, 1788. С. 145 и др.). Городище у с. Царева долгое время было известно под названиями: “Царевы Пады”, “Царев Пад”, что значит “Царские развалины” (или “Царев под” - “Царев луг”, “Царская низменность”) (Егоров, Юхт, 1986. С. 238; Паллас, 1788. С. 304; Полное собрание..., 1824. С. 126; Леопольдов, 1839. С. 100 и др.).

Нет необходимости подробно останавливаться на истории изучения вопроса о местоположении Сарая, так как она была рассмотрена В. В. Григорьевым (1876. С. 279-285),[2] Г. А. Федоровым-Давыдовым (1994. С. 22-23, 27), автором данной статьи[3] и, не столь полно, рядом других исследователей (Осмоловский, 1846. С. 320-321; Малиновский, 1888. С. 83-88; Баллод, 1923. С. 3-5; Гусева, 1975. С. 82-86 и др.). В течение XVIII - первой половины XIX вв. большинство исследователей и путешественников считали остатками города Сарая Царевское городище (Рычков, 1767. С. 23; Гмелин, 1777. С. 15; Паллас, 1788. С. 205; Воейков, 1824. С. 19; Френ, 1832. С. 44; Леопольдов, 1839. С. 100; Терещенко, 1853. С. 100-101; Григорьев, 1876. С. 272, 321 и др.). Этому способствовал ряд обстоятельств: огромные размеры городища[4], прекрасно сохранившийся микрорельеф города, необычайно богатые находки с его территории. Селитренному городищу, которое стало разрушаться раньше Царевского городища и где плохо сохранился микрорельеф, отводили роль “небольшого золотоордынского городка” или даже “кладбища Орды” (Полное собрание..., 1824. С. 139-140; Григорьев, 1876. С. 319; Терещенко, 1853. С. 100; Трутовский, 1889. С. 79).

Но были и сторонники локализации Сарая в Джигит-Хаджи: Н. М. Карамзин (1992. С. 198, прим. 74), М. С. Рыбушкин (Леопольдов, 1837. С. 132, прим.), И. Осмоловский (1846. С. 323-324). Еще в 30-ые гг. XIX в. А. Ф. Леопольдовым и Ф. Г. Мюллером была высказана мысль о существовании двух одноименных столиц в Золотой Орде (Леопольдов, 1839. С. 100; Григорьев, 1876. С. 283). Первым, кто еще в 1845 г. четко приурочил Сарай XIII в. к Селитренному городищу, а Новый Сарай, столицу XIV в., к Царевскому городищу был Г. С. Саблуков (1895. с. 114). В конце XIX в. целый ряд ученых продолжали развивать и доказывать гипотезу о двух Сараях (Брун, 1878; Кобеко, 1889; Чекалин, 1889. С. 20; 1890). В начале нашего столетия после изысканий Ф. В. Баллода и А. Ю. Якубовского эта теория становится господствующей (Баллод, 1923. С. 5-11; 1923а. С. 93-94; Якубовский, 1931. С. 6-8). Г. А. Федоров-Давыдов окончательно, как полагают, решил вопрос в пользу существования двух столиц в Улусе Джучи (Федоров-Давыдов, 1964. С. 270-271; Гусева, 1975. С. 86).

В конечном варианте эта теория выглядит так: город Сарай - столица Золотой Орды - был построен ханом Бату около 1250 г.[5] Развалинами этого города является Селитренное городище. В конце правления хана Узбека (1312-1341 гг.) была построена новая столица, на месте современного Царевского городища. В самом начале правления Джанибека (1341-1357 гг.) туда была перенесена ханская резиденция, где началась чеканка монет с легендой “Сарай аль-Джедид” (Новый Сарай). Но одновременно с ним существовал и процветал и Старый Сарай. В 1396 г. войска Тамерлана разрушили Сарай аль-Джедид, в результате чего на протяжении всего XV в. существовала только одна столица - Сарай на месте Селитренного городища. Хотя следует отметить, что в начале XV в. еще осуществлялись  малочисленные эмиссии дирхемов с обозначением места чеканки “Сарай аль-Джедид” (Федоров-Давыдов, 1994. С. 20-24).

В самом конце нашего века вновь разгорелась дискуссия по этой проблеме, поводом для которой стал  выход в 1997 г. статьи И. В. Евстратова. Автором публикации высказана мысль о том, что Сарай и Новый Сарай - это один и тот же город, располагавшийся на месте Селитренного городища, а городище у с. Царева является руинам города Гюлистана (Евстратов, 1997).

Гюлистан известен, в основном, по легендам на монетах. Причем есть дирхемы, на которых место чекана обозначено как “Гюлистан аль-Джедид” (Новый Гюлистан), “Гюлистан аль-Махруса” (Богохранимый Гюлистан), “Гюлистан лис-Сарай” (обычно переводят как “Гюлистан Присарайский”). На многих монетах перед словом “Гюлистан” стоит “белед”, что может переводиться с арабского по разному: “область”, “город”, “местечко”. Первым правильно прочел название этого центра чеканки монет Х. М. Френ, который считал, что Гюлистан был “увеселительным замком” золотоордынских ханов, “лежавшим поблизости упомянутой столицы государства”, т.е. в Царевых Падах (Френ, 1830. С. 72). В дальнейшем эта ничем не подтвержденная гипотеза о том, что Гюлистан являлся дворцом или, в лучшем случае, пригородом Сарая (на месте Царевского городища) была подхвачена большинством историков (Саблуков, 1895. С. 118; Григорьев, 1876. С. 273-274, 320-321; Янина, 1970. С. 195; Егоров, 1985. С. 114 и др.). Правда, А. Г. Мухамадиев предположил, что Гюлистан находился “где-то в пределах Булгара” (Мухамадиев, 1983. С. 22-23). Весьма интересной была полемика между В. К. Трутовским и Н. И. Веселовским в конце XIX - начале XX вв. (Трутовский, 1889; 1911; Веселовский, 1907; 1912), хотя их выводы были довольно неопределенными и, к тому же, периодически менявшимися. Следует, тем не менее,  отметить, что Н. И. Веселовский приурочивал Гюлистан к развалинам близ д. Колобовки, находящейся в 8 км от с. Царева, а В. К. Трутовский доказывал, что Гюлистан - это город, а не дворец или пригород.

Для решения проблемы существования двух Сараев следует рассмотреть вопрос о местонахождении того Сарая, о котором писали средневековые авторы. Арабский географ Абу-ль-Фида описывал город Сарай в своей “Географии”, законченной им в 1321 г. (Aboulféda, 1848. P. 322-323). Его сообщение не могло относиться к городу, стоявшему на месте Царевского городища: монетный материал ясно показывает, что он был построен лишь в 40-ые гг. XIV в. (см. таб. II; Гусева, 1985. С. 20-21). В частности Абу-ль-Фида отмечал, что Сарай расположен на северо-восточном берегу реки Итиль (Волга - В.Р.), примерно в двух днях пути от Хазарского (Каспийского - В.Р.) моря (Aboulféda, 1848. P. 323). Правда, о какой дороге идет речь - сухопутной или водной, осталось неясным. Селитренное городище находится в 200 км от моря.[6] По-видимому, средневековый географ описывал путь вниз по воде.

В другом разделе “Географии” Абу-ль-Фида пишет о том, что город Укек лежит на полпути между Болгаром и Сараем, а расстояние от Укека (южная окраина г. Саратова) до каждого из них равняется 15 дням пути (Aboulféda, 1848. P. 323-324). Заметим, что расстояние по Волге или вдоль нее от Болгарского до Селитренного городища равно примерно 1400 км и Увекское городище находится как раз посередине пути. В данном случае речь шла, видимо, о



[1] В источниках ни разу не встречается название города Сарая с эпитетом “старый”. Он прибавляется к названию столицы в работах историков для отличия от Нового Сарая. Поэтому это слово мы берем в кавычки.

[2] В. В. Григорьев подробно рассмотрел историографию данного вопроса за XVIII - начало XIX вв.

[3] Статья “Вопрос о существовании двух Сараев и проблема локализации Гюлистана” // Ученые записки (Гыйльми язмалар) Татарского государственного гуманитарного университета. Вып. 7. Казань. 1999. К сожалению, при редактировании сборника в статье были допущены многочисленные ошибки в ссылках на литературу и примечаниях. Статья также опубликована в Internet, адрес: www. chat. ru / ~ lowvolga.

[4] По мнению исследователей сплошная линия развалин тянулась примерно на 15 верст вдоль Ахтубы от с. Пришиба до д. Колобовщины (Гмелин, 1777. С. 15; Паллас, 1788. С. 304-306; Леопольдов, 1839. С.  97-98; Терещенко, 1853. С. 100-101; Лопатин, 1884. С. 183; Баллод, 1923. С. 14).

[5] Наиболее ранним достоверным источником, сообщающем о существовании Сарая является “Путешествие в восточные страны” Гильома де Рубрука. Этот францисканский монах побывал в Сарае в 1254 г. (Путешествия в восточные страны..., 1957. С. 184). У ряда мусульманских авторов встречается упоминание, что город Сарай был основан ханом Бату (Григорьев, 1876. С. 261; Якубовский, 1931. С. 5; Aboulféda, 1848. P. 323; Тизенгаузен, 1941. С. 145). Хотя многие восточные авторы называют основателем города хана Берке. (Тизенгаузен, 1884. С. 241, 460; Григорьев, 1876. С. 265 и др.). Это связано с тем, что Берке пользовался огромной популярностью в мусульманских страна, так как был первым правителем Золотой Орды, принявшим ислам. Поэтому в восточных источниках название столицы встречается как  в форме “Сарай-Бату”, так и в форме “Сарай-Берке” (Тизенгаузен, 1941. С. 76, 100; Тизенгаузен, 1884. С. 300; Федоров-Давыдов, 1969. С. 260-261). Такое разночтение явилось еще одним аргументом в пользу существования двух одноименных столиц Золотой Орды. А. И. Насонов и Г. А. Федоров-Давыдов отмечали, что эти наименования необязательно должны указывать на существование двух столиц в Улусе Джучи (Насонов, 1940. С. 119-120 прим.; Федоров-Давыдов, 1994. С. 24).

[6] А от Селитренного до Красноярского городища, являвшегося, по всей видимости, одновременно речной и морской гаванью, расстояние более 100 км. Надо также учитывать многочисленные наступления и отступления Каспийского моря в связи с колебаниями уровня воды в нем.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Montale roses также читайте. • выкуп авто ваз, быстро и надежно
Hosted by uCoz