Болгаром. На мой взгляд, эти монеты
могли чеканиться там же, на месте
Болгарского городища. А их малое
количество в регионе Закамья
объясняется, видимо тем, что в то время
большинство населения покинуло этот
район, переместясь в Предкамье (археологические
данные ярко показывают этот факт), где и
продолжалась гораздо более оживленная
торговля. Например, дирхемы Хаджи-Тархана,
битые в середине и конце XV
в. встречаются в большом количестве на
территории Казанского ханства, но почти
отсутствуют на территориях
Астраханского ханства и Большой Орды.
Данное обстоятельство Г. А. Федоров-Давыдов
объясняет тем, что эти монеты попадали в
те районы бывшей Золотой Орды, где
продолжалось денежное обращение, тогда
как в Нижнем Поволжье оно почти
прекратилось87. Если не
считать трех упоминаний “Сарая аль-Джедид”
у двух арабских авторов, к тому же
повторяющих друг друга (в принципе их
надо рассматривать как одно сообщение),
в письменных источниках больше нет
сведений о Новом Сарае.
Средневековые письменные источники - и восточные, и русские, и
европейские - пишут о Сарае как об одном
городе, как о единственной столице
Золотой Орды.
Почему
они не
отметили
такое важное явление как перенос
столицы и существование одновременно
двух Сараев? Ведь те же арабские и
персидские источники довольно подробно
рассказывают о внутриполитической
обстановке в Улусе Джучи. По-видимому,
никакого переноса столицы и не
происходило. Арабский
историк Ибн Арабшах сообщает, что “между
построением Сарая и разрушением
тамошних мест (прошло) 63года”88.
Если учесть, что под “разрушением
тамошних мест”, безусловно, имеется в
виду нашествие Тимура в 798 г. х. (1395/1396 г.),
то основание Сарая относится к 735 г. х.
(1334/1335 г.). Зная, что Сарай возник еще в
середине XIII в.,
при хане Бату, считается, что это
сообщение могло относиться к Новому
Сараю. Тем более что в 30-е гг. XIV в.
город на месте Царевского городища как
раз находился в процессе бурного
строительства (как показывают
археологические раскопки и
нумизматический материал). Поэтому
сторонники существования двух Сараев
приводят это свидетельство Ибн Арабшаха
в качестве одного из важнейших
доказательств данной теории89.
Но у того же Ибн Арабшаха, в том же тексте
говорится, что город был построен ханом
Берке и далее идет описание города без
малейшего намека на существование
какого-либо другого Сарая90.
Е. Ю. Гончаров обратил внимание на то, что
дата основания города у Ибн Арабшаха
согласуется с датировкой наиболее
ранних слоев раскопанных участков
Селитренного городища91. Аль-Омари
в одном месте пишет: “Столица тамошнего
царя - Сарай. Это небольшой город между песками и
рекой. Пребывающий там теперь султан его
Узбекхан, построил в нем медресе для
науки...”92
, а в другом месте описывает Сарай, как “город
великий”, изумляющий своими
размерами и богатством93.
Т. В. Гусева считает, что речь идет о двух
разных городах: в первом случае о Сарае
аль-Джедид на месте Царевского городища,
а во втором – о Сарае на месте
Селитренного городища94.
На мой взгляд, арабский автор описывал в
одном случае Сарай 1310-х гг., когда
столица Золотой Орды была еще небольшим
городом, а в другом - Сарай 30-40-х гг. XIV в.,
когда он уже являлся огромным городом. У
самого Аль-Омари отмечено, что эти два
сообщения восходят к двум разным
рассказчикам. К тому же мы выяснили, что
его сообщение о Сарае, расположенном
между рекой и песками, относится к
Селитренному городищу. У
сторонников существования двух столиц
есть еще один весомый аргумент.
Восточные авторы и русские летописцы
ясно сообщают, что Тамерлан зимой 1396 г.
захватил Сарай и подверг его страшным
разрушениям, разорению и избиению его
жителей95.
В частности, придворный историк Тимура
Низам ад-Дин Шами писал, что после
захвата столицы Улуса Джучи: “Все
постройки Сарая он (Тимур — В.Р.) разрушил
и сравнял с землей”96.
Но так как на Селитренном городище (по
крайней мере, в раскапываемой его части)
не прослеживаются следы разгрома и
пожарищ, то большинство исследователей
полагают, что эти описания относятся к
Новому Сараю97.
Действительно, Царевское городище носит
следы ужасающего погрома: слои пожарищ,
костяки людей в завалах домов, в спешке
захороненные трупы, братские могилы и т.
п98.
Г. А. Федоров-Давыдов считает, что “Старый”
Сарай (Селитренное городище) тоже был
разгромлен, но следы погрома “были
убраны продолжавшим здесь жить
населением”99.
Да и трудно представить, что
среднеазиатский завоеватель,
разоривший все Нижнее Поволжье, оставил
бы в стороне столь крупный и богатый
город. Проанализировав
вышеприведенные материалы можно
констатировать: нет ни одного источника,
который бы прямо
указывал на существование двух столиц
Золотой Орды - Сарая и Нового Сарая.
Имеется лишь ряд документов, которые
можно привлечь в качестве косвенных аргументов в пользу
существования двух Сараев. Даже карту
Фра Мауро нельзя приводить в качестве бесспорного
доказательства этой теории. Приступая
к самому вопросу о местоположении
Гюлистана, хотелось бы сразу отметить,
что он являлся городом,
а не дворцом. Об
этом говорит ряд фактов. Это и огромное
количество серебряных и медных монет,
битых в Гюлистане в 50-60-е гг. XIV в. Известно, что на монетах ставили
названия городов, а не дворцов, которых,
к тому же, у могущественных джучидских
ханов было, наверное, множество. Это –
прибавление эпитета “белед” (область,
город) в легендах многих монет
гюлистанского чекана. Это и упоминание в
арабских источниках человека с именем “Гюлистани”
(т. е. выходец из Гюлистана, “гюлистанец”),
наряду с другими выходцами из Золотой
Орды, поселившимися в Египте104. Проблема
локализации Гюлистана облегчается тем,
что остатками этого города может быть
только крупное
городище. То, что город был очень
большим, подтверждается многими фактами.
Во-первых, даже из пяти скупых
упоминаний о Гюлистане в письменных
источниках вытекает, что это был
значительный город, город, в котором
заключались международные договоры;
город, в котором творили мусульманские
ученые и богословы, приехавшие из других
стран. Во-вторых, об этом говорит
огромная эмиссия гюлистанских дирхемов
и пулов. В-третьих, это - употребление к
нему эпитета “аль-махруса” (богохранимый),
встречаемого на монетах столицы и ряда крупнейших
джучидских городов – Азака, Болгара,
Крыма, Мохши и некоторых других. Я
категорически не приемлю
закрепившегося мнения что, Гюлистан
являлся пригородом
Нового Сарая и попыток поместить его
вблизи Царевского городища, например у д.
Колобовки105.
Подобное мнение сложилось
на основе эпитета “лис-Сарай”,
который принято переводить как “присарайский”.
Но это лишь один из возможных вариантов
перевода. Арабский предлог “ли”
означает принадлежность к чему-либо или
кому-либо. То есть, можно перевести как “Гюлистан
принадлежащий Сараю (относящийся к
Сараю или владениям Сарая)”. Эпитет “лис-Сарай”
был дан, видимо, для того, чтобы отличать
Гюлистан золотоордынский от
одноименных городов в других странах (наверное,
по этой же причине Тефтезани употребил
слово “тюркский” по отношению к
Гюлистану). В мусульманских странах было
популярно называть населенные пункты и
дворцы “Гюлистанами”, что в переводе с
персидского означает “страна цветов (роз)”,
“цветник”. В Средней Азии, Иране,
Закавказье имеется целый ряд населенных
пунктов с названием “Гюлистан”106.
Трудно допустить, что рядом с Царевским
городищем (предполагаемым Новым Сараем)
существовал бы еще один крупный город, в
качестве пригорода – Гюлистан. Пригородами
называют, как правило, небольшие
города, расположенные рядом с более
крупным городским центром. Такой
крупный центр чеканки монет, как
Гюлистан не мог быть пригородом.
Например, один из ханов периода
междоусобиц Мюрид в 763-764 гг. х. чеканил
монеты только в Гюлистане, т. е.
фактически он отделился от Сарайского
улуса107.
Трудно себе представить, чтобы Мюрид
правил в пригороде Сарая (или Нового
Сарая), и чеканил там от своего имени
монеты, буквально под боком у другого
претендента на ханский престол,
владевшего в то время самой столицей. На
основе всех вышеприведенных выводов,
можно заключить: безусловно, Гюлистан -
это отдельный,
очень крупный, торговый и богатый город. Картографический
материал не дает нам ответа на вопрос о
местонахождении Гюлистана. Ни на карте
бр. Пицигани 1367 г., ни в Каталонском
атласе 1375 г., ни даже на карте Фра Мауро
1459 г. не указан город с названием похожим
на “Гюлистан”. Если учесть
анахронистичность средневековых карт и
портоланов и кратковременность
существования этого города, Гюлистан
просто не успел попасть в
картографическую традицию. На картах 1367
г. и 1375 г. наш город отсутствует, потому
что в начале XIV
в. его или вообще еще не существовало или
он только строился, как и большинство
других городов Золотой Орды (гюлистанские
монеты появляются только в 752 г. х. (1351/1352
г.)). На карту Фра Мауро Гюлистан не попал,
т. к. к началу XV
в. он, как и подавляющее большинство
джучидских городов, наверное, уже не
существовал. Хотя на этой карте
отображены сведения и более раннего
времени – XIV
в. и даже XIII в. Письменные источники не могут дать нам ответ на вопрос о точном местонахождении города Гюлистана, но могут кое-что сказать о его приблизительном местоположении. Францисканский монах Гильом Рубрук - посол французского короля Людовика IX к великому каану, - говоря о перекочевках орды хана Бату вдоль восточного берега Волги, писал: “Именно с января до августа он сам (Бату - В.Р.) и все другие поднимаются к холодным странам, а в августе начинают возвращаться”108. Марко Поло сообщал, что хан Берке “жил 87 Федоров-Давыдов Г. А. Клады джучидских монет. С. 120. 88 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 463. 89 См. Брун Ф. К. Указ. соч. С. 334; Янина С. А. Указ. соч. С. 19; Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. С. 21; и др. 90 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 460, 463-464. 91 Гончаров Е. Ю. Старый и Новый Сарай - столица Золотой Орды (новый взгляд на известные источники). В печати. 92 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 229 93 Там же. С. 241-242. 94 Гусева Т. В. Золотоордынский город Сарай ал-Джедид. С. 4, введ. 95 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 446; Он же. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М.; Л. 1941. С. 123, 184-185; Повесть о Темир Аксаке // Тамерлан (эпоха, личность, деяния). М. 1992. С. 354. ПСРЛ. Т. 8 (Продолжение летописи по Воскресенскому списку). СПб. 1859. С. 65. 96 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 2. С. 123. 97 Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки Нового Сарая… С. 270; Гусева Т. В. Золотоордынский город Сарай ал-Джедид. С. 73; Егоров В. Л. Указ. соч. с. 113. 98 Терещенко А. В. Окончательное исследование… С. 89-96; Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки Нового Сарая… С. 270; Гусева Т. В. Золотоордынский город Сарай ал-Джедид. С. 73. 99 Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. С. 33. 100 Трутовский В. К. Гулистан Золотой Орды. С. 75. 101 Памятники русского права. Вып. 3. Памятники права периода образования Русского централизованного государства (XIV-XV вв.). М. 1955. С. 470. 102 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. 463, прим. 103 Френ Х. М. О приобретенном Россией собрании… С. 72. 104 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов… Т. 1. С. XII, пред; Трутовский В. К. Гулистан Золотой Орды. С. 75. 105 См. Веселовский Н. И. О местоположении… С. 6; Янина С. А. Указ. соч. С. 195; Егоров В. Л. Указ соч. С. 114. 106 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 9а. СПб. 1893. С. 965; Большая Советская Энциклопедия. Изд. 2-е. Т.7. М. 1972. С. 442, 475. 107 Евстратов И. В. Указ. соч. С. 106, комм. 108 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. 1957. С. 118. |