1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

С. 13-14; Супрун, 1992. С. 22). В атласе также показана одна столица Улуса Джучи: “ciutat de Sarra”[1] Сторонники существования двух столиц в Золотой Орде полагают, что наличие только одного Сарая на этих картах объясняется их анахронистичностью на 50-60 лет. А основой для них послужила карта А. Дульцерта 1339 г.[2], где изображен один Сарай, т. к. Новый Сарай (по их мнению, Царевское городище) в то время еще не был построен (Егоров, 1985. С. 136; Федоров-Давыдов, 1994. С. 41-42).

Апофеозом средневековой картографии является карта мира Фра Мауро, монаха ордена Камальдолезе, законченная им в монастыре Сан Микеле ди Мурано близ Венеции в 1459 г. (Nordenskiöld, 1897. P. 62; Чекалин, 1890. С. 247; Багров, 1912. С. 26; 1917. С. 13; Супрун, 1992. С. 23). Эта карта стала главным аргументом сторонников существования двух Сараев.[3] Фра Мауро изобразил на восточном берегу нижнего течения Волги город с соответствующей ему надписью Saray, а немного выше по течению реки - значок более крупного города, ниже которого стоит легенда Saray Grando (см. рис.) [4]. Считается, что первый город соответствует “Старому” Сараю (Селитренному городищу), а второй - Новому Сараю (Царевскому городищу) (Егоров, 1985. С. 15, 139; Федоров-Давыдов, 1994. С. 21). Многие исследователи, делая такой вывод, опирались на карту Фра Мауро, изданную в вольной прорисовке Ф. Ф. Чекалина. Ю. Е. Варваровский и И. В. Евстратов сравнили этот вариант карты с более близким к оригиналу вариантом, изданным М. Ф. Сантаремом в 1842 г. (Варваровский, Евстратов, 1998). Они пришли к выводу, что в издании Сантарема надпись “Сарай Грандо”, как и подобные же легенды крупными буквами (Rossia, Tartaria, Asia, Sitia и др.) означают не города, а “наиболее крупные административно-территориальные единицы - страны”[5] (Варваровский, Евстратов, 1998. С. 176, 177). Как уже отмечалось выше, на других картах территория Золотой Орды или ее части назывались “Сараем”. Абу-ль-Фида также именует Улус Джучи “Сарайской страной” (Aboulféda, 1848. P. 323). То есть, город, к которому обычно относят надпись “Великий Сарай”, остается безымянным. Но значки городов без названия на карте Фра Мауро издания Сантарема встречаются нередко. Правда, следует отметить, что в этом издании также не дано точное воспроизведение карты. Поэтому необходимо ее переиздание в полном соответствии с оригиналом, в том числе, с цветовой палитрой.

На одной карте из атласа Анджело Фредуччи 1556 г. также показано два Сарая: Sarai  и Sarai maçor (Bagrow, 1965. Fig. 3b; Caraci, 1967). Она по стилю очень близка к карте Фра Мауро, явившейся, по всей видимости, основой для нее. А неизвестный составитель карты, вероятно, допустил ошибку, применив название страны к городу.[6].

Средневековые письменные источники пишут об одном городе Сарае, как о единственной столице Золотой Орды, ни разу не отмечая перенос столицы и одновременное существование двух Сараев. Однако теория двух Сараев никогда бы не возникла, если бы не целый ряд свидетельств, которые косвенно указывают на возможность существования двух столиц в Улусе Джучи. Упоминание Нового Сарая встречается не только в легендах монет, но и в письменных источниках. В “Биографии” египетского султана Аль-Мелика ан-Насыра Мухаммеда неизвестного автора говорится: “Он (Узбек - В.Р.) умер в городе Сарай аль-Джедид...” (Тизенгаузен, 1884. С. 254 араб. текст, 263 рус. текст). Причем данное сообщение повторяется у этого автора, а также у другого египетского хрониста - Аль-Асади (Тизенгаузен, 1884. С. 254 араб. текст, 263 рус. текст; 445 араб. текст, 447 рус. текст).[7]

Помимо Сарая, эпитет “аль-джедид” прибавлялся к названиям многих джучидских центров чеканки монет: Азака, Болгара, Гюлистана, Каффы, Крыма, Маджара, Орды, Сыгнака. В. В. Григорьев вообще отрицал существование в Золотой Орде отдельных самостоятельных городов с эпитетом “новый”, считая, что он прибавлялся в связи со строительством новых кварталов или восстановлением после пожаров старых районов какого-либо города (Григорьев, 1876. С. 272-273). Действительно, нет ни одного случая, когда можно было бы утверждать, что центр чеканки монет с прилагательным “аль-джедид” являлся отдельным населенным пунктом.

Аль-Омари писал: “Столица тамошнего царя - Сарай. Это небольшой город между песками и рекой. Пребывающий там теперь султан его Узбекхан, построил в нем медресе для науки...” (Тизенгаузен, 1884. С. 229). Но в другом месте сообщает, что Сарай “город великий” и дает описание огромного, богатого города (Тизенгаузен, 1884. С. 241-242). Т. В. Гусева полагает, что речь идет о двух разных столицах: в первом случае о Новом Сарае на месте Царевского городища, во втором - о “Старом” Сарае на месте Селитренного городища (Гусева, 1985. С. 4 введ.). На наш взгляд, оба описания относятся к одному и тому же городу, стоявшему в районе совр. с. Селитренного. Только первое сообщение относится, видимо, к Сараю 1310-х гг., когда город был еще небольшим, а второе - к городу 1330-1340-х гг., когда столица переживала бурный рост и расцвет. Отметим также, что Царевское городище отстоит от Рын-песков на 150 км, тогда как Селитренное городище действительно находится “между песками и рекой”: от Ахтубы до пустыни здесь всего 15 км. Значит, первое свидетельство, вряд ли, могло относиться к Царевым Падам.

В царском наказе астраханским воеводам от 1591 г. говорится, что надо привозить известь, “которая де обивана с кирпичю в ближних Сараях от Асторахани в 80 верстах, а в дальних в 100...” (Кобеко, 1889. С. 274-276). Д. Ф. Кобеко полагал, что “ближние Сараи” - это Селитренное городище (правда, путал его с другим городом - Ак-Сараем), а “дальние Сараи” - это Царевское городище. Указанное расстояние “100” верст в буквенном обозначении исследователь объяснял ошибкой переписчиков (Кобеко, 1889. С. 276).

Елизар Мальцев, русский посол в Ногайскую Орду, в своем отчетном письме царю Ивану IV от 1558 г. сообщал, что, направляясь из Астрахани в ногайские улусы, он “прошед Аксарай Узюбека царя не дошед Больших Сарай...” (Кобеко, 1889. С. 268). Д. Ф. Кобеко локализовал Ак-Сарай на Селитренном городище, а “Большие Сараи” - на Царевском городище (Кобеко, 1889. С. 270-271, 273). В действительности “Аксарай” - это название урочища, расположенного между ж/д станциями Досанг и Аксарайская, у пос. Комсомольского, в 50-60 км от Селитренного городища, ниже по течению Ахтубы (Отчет Петровского общества... за 1903 г., 1909. С. 8-9; Рыков, 1928. С. 154). Современные исследования выявили здесь остатки ордынского города, слои которого датируются XIV в. и частично XIII в. На наш взгляд, фраза “не дошед Больших Сарай” никак не может относиться к царевским развалинам, очень далеко отстоящим от этих мест. Зато сообщение Е. Мальцева становится абсолютно понятным, если приурочить Ак-Сарай к городищу  у. пос. Комсомольского, а Большие Сараи - к городищу у с. Селитренного.[8]

Золотоордынский Ак-Сарай (Белый Дворец) упоминается и в письменных источниках. В одной армянской рукописи, переписанной в 1690 г., сообщается об этом городе в связи с проживанием здесь в XIII в. большой армянской общины (Айвазовский, 1867. С. 551-552; Крамаровский, 1978. С. 102, 105, прим.). В сборнике Ваддинга “Annales ordinis minorum” названы среди городов, где находились францисканские монастыри, отдельно Sarai и Ac-Sarai (Кобеко, 1889. С. 274). “Acsaray” упоминается и в одном из венецианских документов 1356 г.[9] (Diplomatarium..., 1899. Doc. 14, p. 24).

Слово “Сарай” (Дворец) нередко присутствовало в названиях городов и городищ у тюркских народов. Это объясняется тем, что у кочевых племен многие города возникали как зимняя резиденция-дворец хана или улусбека (Федоров-Давыдов, 1976. С. 114). Кроме Сарая и Ак-Сарая известен Сарайчик (Малый Дворец) на р. Урале; Бахчи-Сарай (Дворец в садах) в Крыму, возникший в XVI в; Зенджир-Сарай (Дворец с цепью) в Средней Азии (Тизенгаузен, 1941. С. 186); городище Аргамакли-Сарай (Дворец-Аргамак) на территории южной Украины (Егоров, 1985. С. 83). Э. Челеби перечисляет несколько “Сараев” на территории Османской империи и Азербайджана (Эвлия Челеби, 1979. С. 135). Возможно, приведенное ранее сообщение Тосканского Анонима касалось именно Ак-Сарая, тем более, что 60 км расстояния до него от Хаджи-Тархана можно было преодолеть на “верблюжьей повозке” за сутки (Еманов, 1995. С. 149 прил.).

Большой интерес представляет портолан из Лесинского монастыря (Италия), составленный, вероятнее всего, в первой половине XV в. (Goldschmidt, 1944. P. 272, 273). Здесь, на первый взгляд, Saray примерно соответствует расположению Царевского городища, а Eschisari (м. б. Старый Сарай) - местоположению Селитренного городища (Goldschmidt, 1944; Bagrow, 1965. Fig. 4). Но между ними находится пункт под названием “Dolatcana”, который, безусловно, отождествляется с “Давлет-ханой” и локализуется у с. Лапас. Значит, на этом портолане “Сарай” соответствует Селитренному городищу, а “Эски-Сари” - какому-то памятнику,


[1] См. издания данной карты (Брун, 1873; Чекалин, 1889; Nordenskiöld, 1897. Tab. XIII; Багров, 1912; Bagrow, 1965. Fig. 2; Goss, 1993. Pl. 2.16).

[2] См. издания этой карты (Nordenskiöld, 1897. Tab. IX; Goss, 1993. Pl. 2.14)

[3] Первыми ее использовали для доказательства данной гипотезы Ф. К. Брун (1878. С. 336) и Ф. Ф. Чекалин (1890).

[4] См. издания и фотографии этой карты (Santarem, 1842; Чекалин, 1890; Багров, 1912; 1917. Рис. 20; Bagrow, 1965. Fig. 3а; Goss, 1993. Pl. 3.6 и др.).

[5] Правда, хотелось бы уточнить: на наш взгляд, легенды, выполненные подобным шрифтом, обозначали страны и провинции не в административно-территориальном, а в географическом, культурно-историческом значении этого слова.

[6] Карта входит в атлас, составленный почти на 100 лет позже знаменитой карты мира Фра Мауро. На наш взгляд, эта карта - своего рода упрощенный вариант карты Фра Мауро. Это хорошо видно даже по стилю. То, что она является более поздней и менее точной, показывает хотя бы такой факт: хорошо известное по картам и письменным источникам название города Belciman (Бельджиман, Бельджамен) здесь искажено - Betamam  и отнесено не к городу на правом берегу Волги, как это должно быть, а к другому городу, находящемуся на одном из волжских островов.

[7] Все эти три сообщения в принципе надо рассматривать как один источник.

[8] Выходит, что “Большие Сараи” Е. Мальцева - это те же “Большие Сараи” Никоновской летописи.

[9] Возможно, Аксараем здесь назван не город, а дворец, так как в конце документа отмечено, что он написан в Гюлистане.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Hosted by uCoz