С.
13-14; Супрун, 1992. С.
22). В атласе также показана одна
столица Улуса Джучи: “ciutat de Sarra”[1]
Сторонники существования двух столиц в
Золотой Орде полагают, что наличие
только одного Сарая на этих картах
объясняется их анахронистичностью на
50-60 лет. А основой для них послужила
карта А. Дульцерта 1339 г.[2],
где изображен один Сарай, т. к. Новый
Сарай (по их мнению, Царевское городище)
в то время еще не был построен (Егоров,
1985. С. 136; Федоров-Давыдов, 1994. С. 41-42). Апофеозом
средневековой картографии является
карта мира Фра Мауро, монаха ордена
Камальдолезе, законченная им в
монастыре Сан Микеле ди Мурано близ
Венеции в 1459 г. (Nordenskiöld,
1897. P. 62; Чекалин,
1890. С. 247; Багров,
1912. С. 26; 1917. С. 13; Супрун,
1992. С. 23). Эта карта стала главным
аргументом сторонников существования
двух Сараев.[3]
Фра Мауро изобразил на восточном берегу
нижнего течения Волги город с
соответствующей ему надписью Saray,
а немного выше по течению реки - значок
более крупного города, ниже которого
стоит легенда Saray
Grando (см.
рис.) [4].
Считается, что первый город
соответствует “Старому” Сараю (Селитренному
городищу), а второй - Новому Сараю (Царевскому
городищу) (Егоров, 1985. С. 15, 139; Федоров-Давыдов,
1994. С. 21). Многие исследователи, делая
такой вывод, опирались на карту Фра
Мауро, изданную в вольной
прорисовке Ф. Ф. Чекалина. Ю. Е.
Варваровский и И. В. Евстратов сравнили
этот вариант карты с более близким к
оригиналу вариантом, изданным М. Ф.
Сантаремом в 1842 г. (Варваровский,
Евстратов, 1998). Они пришли к выводу, что
в издании Сантарема надпись “Сарай Грандо”, как и подобные же
легенды крупными буквами (Rossia,
Tartaria, Asia, Sitia и др.) означают не города, а
“наиболее крупные административно-территориальные
единицы - страны”[5]
(Варваровский,
Евстратов, 1998. С. 176, 177). Как уже
отмечалось выше, на других картах
территория Золотой Орды или ее части
назывались “Сараем”. Абу-ль-Фида также
именует Улус Джучи “Сарайской страной”
(Aboulféda,
1848. P. 323). То есть, город, к которому обычно
относят надпись “Великий Сарай”,
остается безымянным. Но значки городов
без названия на карте Фра Мауро издания
Сантарема встречаются нередко. Правда,
следует отметить, что в этом издании
также не дано точное воспроизведение
карты. Поэтому необходимо ее
переиздание в полном соответствии с
оригиналом, в том числе, с цветовой
палитрой. На
одной карте из атласа Анджело Фредуччи
1556 г. также показано два Сарая: Sarai
и Sarai maçor
(Bagrow, 1965. Fig.
3b; Caraci, 1967). Она
по стилю очень близка к карте Фра Мауро,
явившейся, по всей видимости, основой
для нее. А неизвестный составитель карты,
вероятно, допустил ошибку, применив
название страны к городу.[6]. Средневековые
письменные источники пишут об одном
городе Сарае, как о единственной столице
Золотой Орды, ни разу не отмечая перенос
столицы и одновременное существование
двух Сараев. Однако теория двух Сараев
никогда бы не возникла, если бы не целый
ряд свидетельств, которые косвенно
указывают на возможность существования
двух столиц в Улусе Джучи. Упоминание
Нового Сарая встречается не только в
легендах монет, но и в письменных
источниках. В “Биографии” египетского
султана Аль-Мелика ан-Насыра Мухаммеда
неизвестного автора говорится: “Он (Узбек
- В.Р.) умер в
городе Сарай аль-Джедид...” (Тизенгаузен,
1884. С. 254 араб. текст, 263 рус. текст). Причем
данное сообщение повторяется у этого
автора, а также у другого египетского
хрониста - Аль-Асади (Тизенгаузен,
1884. С. 254 араб. текст, 263 рус. текст; 445 араб.
текст, 447 рус. текст).[7] Помимо
Сарая, эпитет “аль-джедид” прибавлялся
к названиям многих джучидских центров
чеканки монет: Азака, Болгара, Гюлистана,
Каффы, Крыма, Маджара, Орды, Сыгнака. В. В.
Григорьев вообще отрицал существование
в Золотой Орде отдельных самостоятельных городов с
эпитетом “новый”, считая, что он
прибавлялся в связи со строительством
новых кварталов или восстановлением
после пожаров старых районов какого-либо
города (Григорьев, 1876. С. 272-273). Действительно,
нет ни одного случая, когда можно было бы
утверждать, что центр чеканки монет с
прилагательным “аль-джедид” являлся
отдельным населенным пунктом. Аль-Омари
писал: “Столица тамошнего царя - Сарай.
Это небольшой город
между песками и рекой. Пребывающий там
теперь султан его Узбекхан, построил в
нем медресе для науки...” (Тизенгаузен,
1884. С. 229). Но в другом месте сообщает, что
Сарай “город великий” и дает описание
огромного, богатого города (Тизенгаузен,
1884. С. 241-242). Т. В. Гусева полагает, что речь
идет о двух разных столицах: в первом
случае о Новом Сарае на месте Царевского
городища, во втором - о “Старом” Сарае
на месте Селитренного городища (Гусева, 1985. С. 4 введ.). На наш взгляд,
оба описания относятся к одному и тому
же городу, стоявшему в районе совр. с.
Селитренного. Только первое сообщение
относится, видимо, к Сараю 1310-х гг., когда
город был еще небольшим, а второе - к
городу 1330-1340-х гг., когда столица
переживала бурный рост и расцвет.
Отметим также, что Царевское городище
отстоит от Рын-песков на 150 км, тогда как
Селитренное городище действительно
находится “между песками и рекой”: от
Ахтубы до пустыни здесь всего 15 км.
Значит, первое свидетельство, вряд ли,
могло относиться к Царевым Падам. В
царском наказе астраханским воеводам от
1591 г. говорится, что надо привозить
известь, “которая де обивана с кирпичю в
ближних Сараях от
Асторахани в 80 верстах, а в дальних
в 100...” (Кобеко,
1889. С. 274-276). Д. Ф. Кобеко полагал, что “ближние
Сараи” - это Селитренное городище (правда,
путал его с другим городом - Ак-Сараем), а
“дальние Сараи” - это Царевское
городище. Указанное расстояние “100”
верст в буквенном обозначении
исследователь объяснял ошибкой
переписчиков (Кобеко,
1889. С. 276). Елизар
Мальцев, русский посол в Ногайскую Орду,
в своем отчетном письме царю Ивану IV от
1558 г. сообщал, что, направляясь из
Астрахани в ногайские улусы, он “прошед Аксарай
Узюбека царя не дошед Больших
Сарай...” (Кобеко, 1889. С. 268). Д. Ф. Кобеко
локализовал Ак-Сарай на Селитренном
городище, а “Большие Сараи” - на
Царевском городище (Кобеко,
1889. С. 270-271, 273). В действительности “Аксарай”
- это название урочища, расположенного
между ж/д станциями Досанг и Аксарайская,
у пос. Комсомольского, в 50-60 км от
Селитренного городища, ниже по течению
Ахтубы (Отчет Петровского общества... за
1903 г., 1909. С. 8-9; Рыков,
1928. С. 154). Современные исследования
выявили здесь остатки ордынского города,
слои которого датируются XIV в. и частично
XIII
в. На наш взгляд, фраза “не дошед Больших
Сарай” никак не может относиться к
царевским развалинам, очень далеко
отстоящим от этих мест. Зато сообщение Е.
Мальцева становится абсолютно понятным,
если приурочить Ак-Сарай к городищу
у. пос. Комсомольского, а Большие
Сараи - к городищу у с. Селитренного.[8] Золотоордынский
Ак-Сарай (Белый Дворец) упоминается и в
письменных источниках. В одной
армянской рукописи, переписанной в 1690 г.,
сообщается об этом городе в связи с
проживанием здесь в XIII в. большой
армянской общины (Айвазовский, 1867. С. 551-552;
Крамаровский, 1978. С. 102, 105, прим.). В
сборнике Ваддинга “Annales ordinis minorum”
названы среди городов, где находились
францисканские монастыри, отдельно Sarai и
Ac-Sarai (Кобеко, 1889. С.
274). “Acsaray” упоминается и в одном из
венецианских документов 1356 г.[9]
(Diplomatarium..., 1899. Doc. 14, p. 24). Слово
“Сарай” (Дворец) нередко
присутствовало в названиях городов и
городищ у тюркских народов. Это
объясняется тем, что у кочевых племен
многие города возникали как зимняя
резиденция-дворец хана или улусбека (Федоров-Давыдов,
1976. С. 114). Кроме Сарая и Ак-Сарая известен
Сарайчик (Малый Дворец) на р. Урале; Бахчи-Сарай (Дворец в садах) в Крыму,
возникший в XVI в;
Зенджир-Сарай (Дворец с цепью) в
Средней Азии (Тизенгаузен,
1941.
С. 186);
городище Аргамакли-Сарай (Дворец-Аргамак)
на территории южной Украины (Егоров, 1985.
С. 83). Э. Челеби перечисляет несколько “Сараев”
на территории Османской империи и
Азербайджана (Эвлия
Челеби, 1979. С. 135). Возможно, приведенное
ранее сообщение Тосканского Анонима
касалось именно Ак-Сарая, тем более, что
60 км расстояния до него от Хаджи-Тархана
можно было преодолеть на “верблюжьей
повозке” за сутки (Еманов,
1995. С. 149 прил.). Большой интерес представляет портолан из Лесинского монастыря (Италия), составленный, вероятнее всего, в первой половине XV в. (Goldschmidt, 1944. P. 272, 273). Здесь, на первый взгляд, Saray примерно соответствует расположению Царевского городища, а Eschisari (м. б. Старый Сарай) - местоположению Селитренного городища (Goldschmidt, 1944; Bagrow, 1965. Fig. 4). Но между ними находится пункт под названием “Dolatcana”, который, безусловно, отождествляется с “Давлет-ханой” и локализуется у с. Лапас. Значит, на этом портолане “Сарай” соответствует Селитренному городищу, а “Эски-Сари” - какому-то памятнику, [1] См. издания данной карты (Брун, 1873; Чекалин, 1889; Nordenskiöld, 1897. Tab. XIII; Багров, 1912; Bagrow, 1965. Fig. 2; Goss, 1993. Pl. 2.16). [2]
См. издания этой карты (Nordenskiöld, 1897. Tab. IX; Goss, 1993. Pl. 2.14) [3]
Первыми ее использовали для
доказательства данной гипотезы Ф. К.
Брун (1878. С. 336) и Ф. Ф. Чекалин (1890). [4]
См. издания и фотографии этой карты (Santarem, 1842; Чекалин, 1890; Багров,
1912; 1917. Рис. 20; Bagrow,
1965. Fig. 3а;
Goss, 1993. Pl. 3.6 и
др.). [5]
Правда, хотелось бы уточнить: на наш
взгляд, легенды, выполненные подобным
шрифтом, обозначали страны и
провинции не в административно-территориальном,
а в
географическом, культурно-историческом
значении этого слова. [6]
Карта входит в атлас, составленный почти
на 100 лет позже знаменитой карты мира Фра
Мауро. На наш взгляд, эта карта - своего
рода упрощенный вариант карты Фра
Мауро. Это хорошо видно даже по стилю.
То, что она является более поздней и
менее точной, показывает хотя бы такой
факт: хорошо известное по картам и
письменным источникам название
города Belciman
(Бельджиман,
Бельджамен) здесь искажено - Betamam
и
отнесено не к городу на правом берегу
Волги, как это должно быть, а к другому
городу, находящемуся на одном из
волжских островов. [7]
Все эти три сообщения в принципе надо
рассматривать как один источник. [8]
Выходит, что “Большие Сараи” Е. Мальцева
- это те же “Большие Сараи”
Никоновской летописи. [9]
Возможно, Аксараем здесь назван не город,
а дворец, так как в конце документа
отмечено, что он написан в Гюлистане. |